ПОЛОЖЕНИЕ О МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ
ПОЛОЖЕНИЕ
О МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ
Общие положения
Методическое объединение является основным структурным подразделением методической службы образовательного учреждения, осуществляющее проведения учебно-воспитательной, методической, опытно - экспериментальной и внеклассной работы по одному или нескольким родственным учебным предметам.
Методическое объединение организуется при наличии не менее пяти учителей по одному предмету или по одной образовательной области. В состав методического объединения могут входить учителя смежных и обеспечивающих дисциплин.
В образовательных учреждений могут также создаваться методические объединения воспитателей, классных руководителей и т.п.
Количество методических объединений и их численность определяются исходя из необходимости комплексного решения поставленных перед ОУ задач и устанавливают приказом директора ОУ и штатами.
Учителя, входящие в состав методического объединения, осуществляют подготовку учащихся по предметам соответствующей образовательной области. Формы обучения – дневная, вечерняя, экстернат, и надомная. Перечень предметов, по которым допускаются экстернат и надомное обучение, также устанавливается Министерством образованием Российской Федерации.
Обучение осуществляет на русском языке - государственном языке Российской Федерации.
Методические объединения создаются, реорганизуются, и ликвидируется директором ОУ по представлению заместителя директора по методической работе/зам. директор по ОУ.
Методические объединение непосредственно подчиняются заместителю директора по методической работе (зам. директора по УВР)
Методические объединение в своей деятельности соблюдают Конвенцию о правах ребенка, руководствуются Конституцией и законами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации, органам управления образования всех уровней по вопросам образования и воспитания учащихся, а также Уставом и локальными правовым актам школы, приказом и распоряжением директора.
Учебно-воспитательную, методическую и опытно-экспериментально работу методические объединения осуществляют на основе настоящего Положения, приказов и директоров Министра образования Российской Федерации, а также рекомендации Комитета образования. По вопросам внутреннего порядка они руководствуются правилами и нормам охраны труда, техники безопасности и противопожарной защите, уставом школы. Правилами внутреннего трудового распорядка, трудовым договорами (контрактами)
Задачи и направления деятельности методического объединения.
Методическое объединения как структурное подразделение образовательного учреждения создаются для решения определенных задач, возложенных на учебное заведение:
Удовлетворение потребностей обучающихся интеллектуальной, культурном и нравственном развитии;
Организация и проведение на высоком профессиональном уровне учебно-воспитательной, методической и опытно-экспериментальной работы по одной или несколькими родственным дисциплинам;
Совершенствование методики проведении различных видов занятий и их учебно-методического и материально-технического обеспечения;
Повышение педагогической классификаций учителей;
Проведение педагогических экспериментов;
Организация и проведение работы по профессиональной ориентации выпускников и подготовка их к поступлению в высшие учебные заведения.
Основные формы работы в методическом объединении
Проведение педагогических экспериментов по проблемам методики обучения и воспитания учащихся и внедрение их результатов в образовательный процесс;
Круглые столы, совещания и семинары по учебно-методическим вопросам, творческие отчеты учителей и. т. п.;
Заседания методических объединений по вопросам методики обучения и воспитания учащихся;
Открытые уроки и внеклассные мероприятия по предметам;
Лекции, доклады, сообщения и дискуссии по методике обучения и воспитания, вопросам общей педагогики и психологии;
Изучение и реализация в учебно-воспитательном процессе требований руководящих документов передового педагогического опыта;
Проведение предметных и методических недель;
Взаимопосещение уроков;
Контроль за качеством проведения занятий.
Основные направления деятельности методического объединения:
Анализ результатов образовательной деятельности по предметам;
Участие в разработке вариативной части учебных планов, внесение изменений в требования к минимальному объему и содержанию учебных курсов;
Разработка интегрированных учебных программ по изучаемым предметам и согласование их с программами смежных линий для более полного обеспечения усвоения учащимися требований государственных образовательных стандартов;
Подготовка и обсуждение рукописей учебно-методических пособий и дидактических материалов по предметам;
Проведение открытых занятий и открытых внеклассных мероприятий по предметам;
Подготовка и обсуждение докладов по вопросам методики преподавания учебных предметов, повышения квалификации и квалификационного разряда учителей;
Обсуждение докладов по методике изложения принципиальных вопросов программы, обсуждение и утверждение календарно- тематических планов;
Обсуждение методики проведения отдельных видов учебных занятий и содержания дидактических материалов к ним;
Рассмотрение вопросов организации, руководства и контроля исследовательской работы учащихся;
Организация и проведение педагогических экспериментов по поиску и внедрению новых информационных технологий обучения;
Применение не уроках диалоговых автоматизированных систем и учебных курсов, экспертно обучающих систем, демонстрационное обучающих комплексов;
Разработка и совершенствование средств повышения наглядности обучения (терминальных и дисплейных комплексов, макетов, стендов, диафильмов таблиц и. т. п.) , а также методики их использования в учебном процессе;
Совершенствование учебно-лабораторной базы (лабораторных и специальных классов, кабинетов, локальных вычислительных сетей и их программного обеспечения);
Взаимные посещения занятий как внутри методического объединения, так и между учителями различных методических объединений с целью обмена опытом и совершенствования методики преподавания учебных предметов;
Совместные заседания с родственными и взаимообеспечивающими МО в целях обмена опытом работы;
Изучение опыта работы родственных М/О других учебных заведений и обмен опытом работы;
Выбор и организация работы наставников с молодыми специалистами и малоопытными учителями;
Разработка положений о проведении конкурсов, олимпиад, соревнований по предметам.
Работа методических объединений
Возглавляет методическое объединение председатель, назначаемый директором школы из числа наиболее опытных педагогов по согласованию с членами методического объединения.
Работа методического объединения проводится в соответствии с планом работы на текущий учебный год. План составляется председателем методического объединения, рассматривается на заседании методического объединения, согласовывается с зам. Директора по методической работе и утверждается директором школы.
Заседания методического объединения проводить не реже одного раза в четверть. О времени и месте проведения заседания председатель методического объединения обязан поставить в известность зам. директора школы по методической работе. По каждому из обсуждаемых на заседании вопросов принимаются рекомендации, которые фиксируются в журнале протоколов. Рекомендации подписываются председателем методического объединения.
При рассмотрении вопросов, затрагивающих тематику или интересы других методических объединений, на заседание необходимо приглашать их председателей (учителей).
Документация методического объединения
Для нормальной работы в методическом объединении должны быть следующие документы:
1.Приказ об открытии М/О
2.Приказ о назначении на должность председателя методического объединения
3.Положение о методическом объединении
4.Функциональные обязанности учителей М/О
5.Анализ работы за прошедший год
6.Теме методической работы, ее цель, приоритетные направления и задачи на новый учебный год
7.План работы М/О на текущий учебный год
8.План-сетка работы М/О на каждый месяц
9.Банк данных о учителях М/О: количественный и качественный состав (возраст, образование, специальность, преподаваемый предмет, общий стаж и педагогический, квалификационная категория, награды, звание, дом. телефон)
10.Сведения о темах самообразования учителей М/О
11.График проведения совещаний, конференций, семинаров, круглых столов, творческих отчетов, деловых игр и. т. д. в М/О
12.Перспективный план аттестации учителей М/О
13.График прохождения аттестации учителей М/О на текущий год
14.Перспективный план повышения квалификации учителей М/О
15.График повышения квалификации учителей М/О на текущий год.
16. График проведения текущих контрольных работ (вносят сами учителя или председатели методических объединений. Цель: предупреждение перегрузок учащихся не более одной контрольной работы в день)
17. График административных контрольных работ на четверть.
18. График проведения открытых уроков и внеклассных мероприятий по предмету учителями М/О.
19. Адреса профессионального опыта М/О.
20. Сведения о профессиональных потребностях учителей М/О.
21. План проведения методической недели (если М/О проводят самостоятельно).
22. Программы (авторские по предмету, утвержденные МИПКРО, факультативов, кружков).
23. Информация об учебных программах и их учебно-методическом обеспечении по предмету.
24. Календарно – тематическое планирование (по предмету, по индивидуальным, факультативным занятиям, кружкам по предмету.
25. План работы с молодыми и вновь прибывшими специалистами в М/О.
26. План проведения предметной недели.
27. ВШК (экспресс, информационные и аналитические справки, диагностика).
28. Протоколы заседаний М/О.
Права методического объединения
Методическое объединение имеет право:
u Готовить предложения и рекомендовать учителей для повышения квалифицированного разряда;
u Выдвигать предложения об улучшении учебного процесса в школе;
u Ставить вопрос о публикации материалов о передовом педагогическом опыте, накопленном в методическом объединении;
u Ставить вопрос перед администрацией школы о поощрении учителей методического объединения за активное участие в экспериментальной деятельности;
u Рекомендовать учителям различные формы повышения квалификации;
u Обращаться за консультациями по проблемам учебной деятельности и воспитания, учащихся к заместителям директора школы;
u Вносить предложения по организации и содержанию аттестаций учителей;
u Выдвигать от методического объединения учителей для участия в конкурсах «Учитель года» и «Классный классный».