Положение о школе полного дня
Согласовано Утверждаю
начальник Управления образования директор школы
Администрации Клинского
муниципального района Г.И. Сальникова
А.Д. Сокольская
Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 17
ПОЛОЖЕНИЕ О ШКОЛЕ ПОЛНОГО ДНЯ.
Настоящее положение разработано в соответствии с Законом Российской Федерации « Об образовании», Гражданским Кодексом Российской федерации, с Санитарно - эпидемиологическими правилами и нормативами « Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.1178-02», утвержденными Главным санитарным врачом Российской Федерации 25.11.02 г.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. МОУ - средняя общеобразовательная школа № 17- школа полного дня является государственным, муниципальным общеобразовательным учреждением, работающим в режиме полного дня на 1 и 2 ступени и реализующим общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.
Школа полного дня создана в целях обеспечения непрерывного полноценного воспитательно-образовательного процесса в течение всего учебного дня, охвата целенаправленным педагогическим влиянием не только учения, но и досуга школьников, организации разнообразной внеурочной деятельности и дополнительного образования учащихся с I – го по IX – ый класс, эффективного использования педагогических возможностей школы и культурных учреждений микросоциума.
2. Школа полного дня расширяет сферу педагогической деятельности во второй половине дня (работа школы с 8-00 до 18-00) по дополнительному образованию, его содержание отвечает возрастным особенностям, интересам и потребностям учащихся, оно строится на основе соблюдения санитарно-гигиенических норм, исключающих перегрузку учащихся.
Школа работает в режиме полного дня, если не менее 50% обучающихся (с 1 по 9 класс) пользуются этой услугой. Режим работы школы как Школы полного дня (далее ШПД) определяется ежегодно приказом Управления образования и директора школы в соответствии с социальным заказом населения. Зачисление детей в ШПД проводится приказом директора школы на основании заявления родителей или лиц их заменяющих. Наполняемость классов ШПД составляет не менее 16 человек. Заявления о зачислении детей в классы ШПД принимаются до 25 августа.
Заявления о зачислении детей в группу продленного дня принимаются до
30 августа. Отчисления детей из групп проводится приказом директора школы по заявлению родителей или лиц их заменяющих.
Наполняемость групп продленного дня составляет 15 человек. Группы комплектуются из учащихся одного или нескольких классов. Дети могут пользоваться услугами ШПД и при условии получения дополнительного образования и занятости вне школы.
3. Школа полного дня в своей деятельности руководствуется Уставом школы, Законом РФ « Об образовании», Типовым положением об образовательном учреждении, Конвенцией ООН «О правах ребенка» и другими международными актами в области защиты детей, а также законодательными и нормативными актами, документами Правительства Российской Федерации, местных органов власти по вопросам воспитания и образования детей.
ШПД организует обучение учащихся в соответствии с государственными образовательными стандартами, на основе Базисного учебного плана с учетом федерального, регионального и школьного компонентов, обеспечивая интеграцию основного и дополнительного образования.
4. Педагогический коллектив ШПД может выбирать учебные планы, образовательные программы, средства, формы и методы воспитания и обучения, реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги, в том числе и на платной основе.
Воспитание и обучение в ШПД осуществляется с учетом региональных, национальных социально-экономических, культурно-исторических и других особенностей региона, специфики окружающей природной, социальной и производственной среды.
При этом обеспечивается непрерывная педагогическая помощь семье в обучении и воспитании детей, создаются оптимальные условия для объединения воспитательных усилий школы, семьи, наиболее эффективно решаются проблемы организации полезной занятости детей во второй половине дня.
5. ШПД оборудуется согласно утвержденным типовым перечням учебно-наглядных пособий и учебного оборудования для общеобразовательных школ.
6. Режим работы воспитателей и других лиц, связанных с образовательной и воспитательной работой школы с полным днем устанавливается директором школы в соответствии с режимом работы учреждения.
РЕЖИМ РАБОТЫ ШКОЛЫ ПОЛНОГО ДНЯ
1. Школа полного дня функционирует с 8 час.00 мин. до 18 час.00 мин.
2. Для упорядочения работы школы, возможности создания единого режима, её
работа организуется по урочному принципу.
3.Продолжительность уроков 35 мин в первых классах, 45 мин – второй – девятый классы, перемены 15-20 мин.
4. На обед и динамическую паузу выделяется специальное время.
5.Обязательной составляющей режима является активно- двигательная и физкультурно-оздоровительная деятельность обучающихся (посещение спортзала, прогулка, игры в классе, отдых и т. д.) не менее 2,5 часов.
6. Для обучающихся в ШПД организуется 3 - х разовое горячее питание.
7.График пребывания ребенка в школе устанавливается в соответствии с действующими нормативами. График пребывания детей в школе может изменяться в любое время по заявлению родителей.
ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1. При организации образовательного процесса учитываются следующие факторы:
- оптимизация процесса реального развития детей через интеграцию общего и дополнительного образования;
- снижение учебной нагрузки школьников за счет создания единого
расписания первой и второй половины дня;
- возможность деления класса на мини-группы, как за счет часов основных,
так и за счет часов дополнительного образования;
- объединение в единый функциональный комплекс образовательного оздоровительного процессов;
- поляризация образовательной среды школы с выделением разноакцентированных пространств (кабинет, библиотека, читальный зал, компьютерный класс, спортивный зал, помещения для работы групп, пространства для общения и уединения, для игр, подвижных занятий и спокойной работы);
2. При составлении расписания допускается возможность пересечения основного
и дополнительного образования в течение дня. Возможно также внесение в
расписание дополнительных предметов по просьбе родителей.
3. Дополнительное образование обучающихся осуществляется в одновозрастных
и разновозрастных объединениях (студия, секция, группа, кружок, театр и другие).
Занятия могут проводиться по программам тематической направленности,
комплексным интегрированным программам, направленным как на расширение
кругозора, предметных и внепредметных знаний, так и на углубление. Занятия
могут быть организованы как в дополнение основному образованию (консультации,
факультативы, предметные кружки и т.д.), так и носить чисто прикладной характер.
Каждый обучающийся может заниматься в нескольких объединениях.
МЕДИЦИНСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ.
Медицинское обслуживание обучающихся обеспечивается медицинским персоналом, который закрепляется органом здравоохранения за общеобразовательным учреждением и наряду с администрацией и педагогическими работниками несет ответственность за проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режим и качество питания.
РУКОВОДСТВО ШКОЛЫ ПОЛНОГО ДНЯ.
1 .Непосредственное руководство воспитательно-образовательным процессом и
текущей деятельностью ШПД осуществляет директор.
2 Заместитель директора по учебно-воспитательной работе организует
методическую работу с воспитателями, учителями, осуществляет контроль за
проведением подготовки домашних заданий учащимися, проверяет ведение журналов групп продленного дня.
3 Заместитель директора по воспитательной работе организует внеклассную и внешкольную работу, планирует ее и осуществляет контроль за реализацией планов, организует методическую работу с руководителями дополнительного образования и контролирует работу кружков и ведение документации по дополнительному образованию.
4. Общественное руководство осуществляет Управляющий Совет школы.
ФИНАНСИРОВАНИЕ
Финансирование Школы полного дня производится в соответствии с утвержденной сметой за счет средств бюджета.
Организация питания осуществляется за счет выделяемых бюджетом средств и родительских средств.
ДОКУМЕНТАЦИЯ
1. Ежегодный приказ Управления образования и директора школы об организации работы школы в режиме полного дня в соответствии с социальным заказом населения.
2. Заявление родителей о зачислении ребенка в школу полного дня с возможностью указания желаемой организации питания и времени ухода из школы.
3. Учебный план.
4. Индивидуальный план работы воспитателя ШПД.
5. Планы работы педагогов дополнительного образования.
6. Журналы группы продленного дня, дополнительного образования
7. Необходимые отчеты по питанию.
ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ УСЛОВИЙ ПРЕБЫВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Здоровьесберегающие условия пребывания ребенка в школе, работающей в режиме полного дня, включает в себя:
-создание атмосферы сотрудничества, содружества и сотворчества учителей, учащихся и родителей;
-наличие психолого – медико - педагогической службы;
-организация горячего 3-х разового питания;
-оборудование мест отдыха и психологической разгрузки.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 17 УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
Тема эксперимента: «Модель школы полного дня»
Руководитель экспериментальной площадки: директор МОУ – СОШ № 17 Сальникова Г.И.
Научный консультант от ПАПО: Алферова Л.В., кандидат педагогических наук, доцент кафедры управления.
Адрес ОУ: Московская область, г. Клин, ул. 50 лет Октября, д. 13а
Телефон/факс: 8(224) 2 – 31 – 17
Электронный адрес: Klin – s 17 @ yandex.ru
В соответствии с Программой развития школы и школьной подпрограммы «Здоровье», в которой основной целью ставится сохранение и укрепление здоровья обучающихся, формирование у школьников навыков организации здорового образа жизни посредством развития здоровьясберегающей и здоровьеформирующей среды в образовательном учреждении. МОУ – СОШ № 17 ставит важнейшей задачей своей работы создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирование здорового образа жизни.
Цели школы полного дня:
· Объединение учебной и внеурочной сфер деятельности ребенка в условиях учебного процесса
· Формирование образовательного пространства учреждения, способствующего реализации индивидуальных образовательных способностей обучающихся
· Объединение в единый функциональный комплекс образовательных и оздоровительных процессов
Задачи школы полного дня:
· Формирование педагогической системы, которая включала бы в себя учебный процесс, внеурочную жизнь детей, их деятельность и общение в рамках общеобразовательного учреждения, обеспечивало более полное всестороннее развитие личности каждого ребенка, формирование его самостоятельности, ответственности, гражданского становления
· Выявление и использование возможностей ШПД для внедрения современных педагогических технологий в учебно – воспитательный процесс
· Совершенствование деятельности воспитателей и учителей – предметников
Сроки эксперимента: 2006 – 2010гг
Этапы эксперимента:
I этап – ориентировочный (2006 – 2007гг)
1. создание условий для реализации эксперимента
2. определение стратегии и тактики деятельности
3. решение проблем материально – технического и нормативно – методического обеспечения
II этап – основной (2007 – 2009гг)
1. совершенствование форм содержания и методов образования
2. внедрение в практику инновационных технологий, обеспечивающих баланс между функционированием системы образования в школе и её развитием
3. повышение профессионального мастерства и обмен опытом
III этап – обобщающий (2009 – 2010гг)
1. Анализ достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшего развития школы.
2. Фиксация созданных прецедентов образовательной практики и их закрепление в локальных нормативных актах школы.
Состав участников эксперимента:
Г.И. Сальникова – директор школы, руководитель экспериментальной площадки
Н.А. Шувалова – заместитель директора по УВР, руководитель школьного эксперимента
База экспериментальной работы:
Эксперимент проводится на базе
1. начальной школы в отдельно взятых классах:
1г – шорт – трек
1д – хоккей
2г – фигурное катание
2д – хоккей
2. основной и старшей школы: создание консультативных групп по предметам.
Прогнозируемый результат:
Восстановление утраченных резервов здоровья ребенка, создание в школе активной среды, в которой обучение ребенка происходит не за счет резервов его здоровья, а вследствие специально – организованной системы развития внутреннего потенциала школьника.
Форма представления результатов: проведение круглого стола для участников районного эксперимента.
Перечень мероприятий, проводимых в рамках темы экспериментальной работы в 2007 – 2008 учебном году
№ п/п Задачи, мероприятия по их решению Сроки Ответственные Выходы 1. 1.Формирование педагогической системы, которая включала бы в себя учебный процесс, внеурочную жизнь детей, их деятельность и общение в рамках общеобразовательного учреждения, обеспечивало более полное всестороннее развитие личности каждого ребенка, формирование его самостоятельности, ответственности, гражданского становления: · Увеличение количества кружков, секций, факультативов, расширение культурного пространства; · Решение проблемы неуспешности в обучении и профилактики безнадзорности и беспризорности детей и подростков 2.Выявление и использование возможностей ШПД для внедрения современных педагогических технологий в учебно – воспитательный процесс: · Создание школьной медиатеки и организация её работы; · Работа над созданием нового фонда информационных материалов на различных носителях; 3.Совершенствование деятельности воспитателей и учителей – предметников: · Снижение учебной нагрузки школьников за счет создания единого расписания на первую и вторую половину дня; · Объединение в единый функциональный комплекс образовательных и оздоровительных процессов Сентябрь В течение года В течение года В течение года Администрация Классные руководители Учителя – предметники Администрация, воспитатели ГПД, учителя - предметники Организация выставок, открытых воспитательных и спортивных мероприятий. Выступления классных руководителей на педагогических советах и ШМО Использование данного фонда в учебном процессе. Проведение круглого стола по организации работы спортивных классов
Директор школы Г.И. Сальникова
ПРОГРАММА
ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ
В МОУ – СОШ № 17 г. Клин Московской области
Школа полного дня очень сложное организационно-педагогическое и социальное явление. Наш интерес к ней вызван тем, что она может решить практически весь комплекс социальных, психолого-педагогических и здоровьесберегающих задач школы и, что не менее важно, не ослабляя, а усиливая взаимосвязь школы с семьей, внешкольными учреждениями, с социумом. Используя средства в пределах, установленных для организации продленного дня, эта школа имеет возможность избежать многих сложностей в организации учебного процесса, обеспечить свободный выбор учащихся по интересам, построение гибкого режима, учитывающего семейную ситуацию и индивидуальные особенности каждого ребенка.
В соответствии с Программой развития школы и школьной подпрограммы «Здоровье», в которой основной целью ставится сохранение и укрепление здоровья обучающихся, формирование у школьников навыков организации здорового образа жизни посредством развития здоровьясберегающей и здоровьеформирующей среды в образовательном учреждении. МОУ – СОШ № 17 ставит важнейшей задачей своей работы создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирование здорового образа жизни.
1. Цели школы полного дня:
· Объединение учебной и внеурочной сфер деятельности ребенка в условиях учебного процесса
· Формирование образовательного пространства учреждения, способствующего реализации индивидуальных образовательных способностей обучающихся
· Объединение в единый функциональный комплекс образовательных и оздоровительных процессов
2. Задачи школы полного дня:
· Формирование педагогической системы, которая включала бы в себя учебный процесс, внеурочную жизнь детей, их деятельность и общение в рамках общеобразовательного учреждения, обеспечивало более полное всестороннее развитие личности каждого ребенка, формирование его самостоятельности, ответственности, гражданского становления
· Выявление и использование возможностей ШПД для внедрения современных педагогических технологий в учебно – воспитательный процесс
· Совершенствование деятельности воспитателей и учителей – предметников
3.Этапы эксперимента:
I этап – ориентировочный (2006 – 2007гг)
- создание условий для реализации эксперимента
- определение стратегии и тактики деятельности
- решение проблем материально – технического и нормативно – методического обеспечения
II этап – основной (2007 – 2009гг)
- совершенствование форм содержания и методов образования
- внедрение в практику инновационных технологий, обеспечивающих баланс между функционированием системы образования в школе и её развитием
- повышение профессионального мастерства и обмен опытом
III этап – обобщающий (2009 – 2010гг)
1. Анализ достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшего развития школы.
2. Фиксация созданных прецедентов образовательной практики и их закрепление в локальных нормативных актах школы.
4. Критерии оценки результатов экспериментальной работы
В ходе проведения эксперимента предполагается достижение следующих результатов:
100% охват учащихся в ГПД (1-6 классы)
25% охват учащихся в спортивных классах (1-4 классы)
65% охват учащихся в консультационных блоках (5-11 классы)
5. Прогнозируемые риски экспериментальной работы.
Снижение успеваемости учащихся спортивных классов за счет увеличения учебной и спортивной нагрузки, возможность возникновения разногласий между родителями и педагогами по факту определения конечного результата.
6. Источники финансирования
Финансирование эксперимента осуществляется за счет средств Управления образования.
7. Формы представления результатов
Публикации в сборниках Педагогической академии, организация круглого стола на базе района.
Директор школы Г.И. Сальникова