Положение о портфолио индивидуальных образовательных достижений обучающихся муниципального общеобразовательного учреждения - средняя общеобразовательная школа № 17

Положение о портфолио индивидуальных образовательных достижений обучающихся муниципального общеобразовательного учреждения - средняя общеобразовательная школа № 17

 

«РАССМОТРЕНО»

 На заседании ШМО классных руководителей № 2

« 04 » декабря 2009г.  

«СОГЛАСОВАНО»

На заседании педагогического совета № 4 

« 04 » февраля 2010г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор школы

_______ Г.И. Сальникова

 « 04 » февраля 2010г.

 

  

Положение о портфолио

индивидуальных образовательных достижений обучающихся

муниципального общеобразовательного учреждения – средняя общеобразовательная школа № 17

 

1.      Общие положения

1.1.  Настоящее Положение о портфолио индивидуальных образовательных достижений обучающихся МОУ – СОШ № 17 (далее Положение), разработано в целях создания условий для введения федеральных государственных образовательных стандартов общего
образования, реализации комплексного проекта модернизации образования в Московской области по направлению «Развитие региональной системы оценки качества образования», концепции профильного обучения в образовательных учреждений, реализующих
общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования, внедрения системы учета внеучебных достижений обучающихся и определяет структуру, примерное содержание портфолио индивидуальных образовательных достижений обучающихся МОУ – СОШ № 17 (далее - портфолио).

· Портфолио - это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных образовательных достижений обучающихся в определенный период его обучения со 2 по 11 классы.

· Портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства и позволяет учитывать результаты, достигнутые обучающимися в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной и других.

1.2.            Цели портфолио:

·        поддерживать высокую учебную мотивацию обучающихся;

·        поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения:

·        развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности обучающихся;

·        формировать умение учиться: ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;

·        содействовать индивидуализации (персонализации) образования обучающихся;

·        закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации;

·        обеспечивать отслеживание индивидуального прогресса обучающихся в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения:

·        формировать отчет об индивидуальных образовательных достижениях обучающихся.

Оценка тех или иных достижений (результатов), входящих в портфолио, а также всего портфолио в целом, либо за определенный период его формирования может быть как качественной, так и количественной.

2.      Структура портфолио

 2.1.Портфолио состоит из нескольких отдельных разделов

1) Раздел «Мой портрет» включает в себя:

§  личные данные обучающегося:

§  автобиография (резюме) обучающегося;

§  результаты психологической диагностики обучающегося;

§  информация, помогающая обучающемуся проанализировать свой характер. способности, узнать способы саморазвития, самосовершенствования, самопознания;

§  результаты проведенного обучающимся самоанализа;

§  описание целей, поставленных обучающимся на определенный период. анализ их достижений;

§  результаты проведенной работы по профессиональному и личностному самоопределению обучающегося;

§  другие сведения, раскрывающие способности обучающегося.

  2). Раздел «Портфолио документов» - портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижении. Этот раздел включает в себя:

§  предметные олимпиады - школьные, муниципальные, областные, всероссийские и др.;

§  мероприятия и конкурсы, проводимые учреждениями дополнительного образования, вузами, культурно-образовательными фондами и др.;

§  образовательные тестирования и курсы по предметам:

§  школьные и межшкольные научные общества;

§  конкурсы и мероприятия, организованные муниципальными органами управления образованием;

§  документы или их копии могут быть помещены в приложении к портфолио.

3) Раздел «Портфолио работ» - представляет собой собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ обучающегося, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, учебных лагерях, прохождение элективных курсов, различного рода практик, спортивных и художественных достижений и др. Этот раздел включает в себя:

§  исследовательские работы и рефераты. Указываются изученные материалы, название реферата, количество страниц, иллюстраций и т.п.;

§  проектные работы. Указывается тема проекта, дается описание работы. Возможно приложение в виде фотографий, текста работы в печатном или электронном варианте;

§  техническое творчество: модели, макеты, приборы. Указывается конкретная работа, дается ее краткое описание;

§  работы по искусству. Дается перечень работ, фиксируется участие в выставках;

§  другие формы творческой активности: участие в школьном театре, оркестре, хоре. Указывается продолжительность подобных занятий, участие в гастролях и концертах;

§  элективные курсы и факультативы. Указывается название курса, его продолжительность, форма, в которой проходили занятия:

§  различные практики: языковая, социальная, трудовая, педагогическая. Фиксируется вид практики, место, в котором она проходила, ее продолжительность;

§  занятия в учреждениях дополнительного образования, на различных учебных курсах. Указывается название учреждения или организации, продолжительность занятий и их результаты;

§  участие в олимпиадах и конкурсах. Указывается вид мероприятия, время его проведения, достигнутый обучающимся результат;

·        участие в научных конференциях, учебных семинарах и лагерях. Указывается тема  мероприятия,  название  проводившей  его  организации   и   форма  участия   в  нем обучающихся;

§  спортивные достижения. Указываются сведения об участии в соревнованиях.

·        наличии спортивного разряда;

§  иная информация, раскрывающая творческие, проектные, исследовательские способности обучающихся.

4) Раздел «Портфолио отзывов» включает в себя характеристики отношения обучающегося к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями. возможно, одноклассниками, работниками системы дополнительного образования и др.. а также письменный анализ самого школьника своей конкретной деятельности и ее результатов; может быть представлен в виде текстов заключений, рецензий, отзывов, резюме, эссе, рекомендательных писем и проч. Этот раздел включает в себя:

·        заключение    о    качестве    выполненной    работы        научном    обществе школьников и др.);

·        рецензия на статью, опубликованную в средствах массовой информации;

·        отзыв   о   работе   в  творческом   коллективе   учреждения   дополнительного образования, о выступлении на научно-практической конференции;

·        резюме,  подготовленное  обучающимся,  с  оценкой  собственных  учебных достижении;

·        эссе обучающегося, посвященное выбору направления дальнейшего обучения;

·        рекомендательное письмо о прохождении социальной практики;

·        иная информация, подтверждающая отношение обучающегося к различным видам деятельности.

2.2.Раздел «Портфолио документов», его содержание и порядок ранжирования документов, помещенных в раздел, составляют инвариантную часть портфолио. Инвариантная часть портфолио обеспечивает единство подходов к оценке внеучебных достижений на территории Московской области независимо от вида общеобразовательного учреждения и особенностей реализуемых образовательных программ.

2.3.  Раздел «Портфолио работ» и «Портфолио отзывов» составляют вариативную часть портфолио. Вариативная часть портфолио обеспечивает учет индивидуальных интересов и потребностей обучающихся, особенностей реализуемых в общеобразовательном учреждении образовательных программ. Требования к содержанию, структуре и порядку ранжирования документов, помещенных в разделы «Портфолио работ». «Портфолио отзывов», устанавливаются школой самостоятельно.

3.      Оформление портфолио

3.1 Портфолио оформляет обучающийся под руководством классного руководителя в соответствии со структурой, указанной в пункте 2 настоящего Положения в папке с файлами и (или) в электронной форме. Обучающийся имеет право включать в портфолио дополнительные разделы, материалы, элементы оформления и т.п.

3.2.При формировании портфолио соблюдается принцип добровольности.

3.3.При оформлении портфолио должны соблюдаться следующие требования: систематичность и регулярность ведения портфолио:

достоверность сведений, представленных в портфолио:

аккуратность и эстетичность оформления:

разборчивость при ведении записей;

целостность и эстетическая завершенность представленных материалов;

наглядность.

3.4.  Индивидуальные образовательные достижения обучающегося и все необходимые сведения фиксируются в портфолио в течение гола.

3.5.  В конце учебного года проводится анализ портфолио и исчисление итоговой оценки (рейтинга) личных достижений обучающегося в образовательной деятельности на основе ранжирования индивидуальных образовательных результатов.

3.6.Анализ портфолио и исчисление итоговой оценки производится экспертной группой, назначаемой приказом директора школы. В состав экспертной группы в обязательном порядке входит классный руководитель. Обучающиеся имеют право участвовать в процедуре анализа и исчисления итоговой оценки их портфолио.

4.   Функциональные обязанности участников образовательного процесса при ведении портфолио обучающегося

4.1             В формировании портфолио участвуют обучающиеся, родители обучающихся, классный руководитель, учителя-предметники, педагог-психолог, социальный педагог, педагоги дополнительного образования, заместители руководителя ОУ.

4.2     При формировании портфолио функциональные обязанности между участниками образовательного процесса распределяются следующим образом:

·                обучающийся ведет работу по формированию и заполнению портфолио;

·                директор ОУ разрабатывает и утверждает нормативную правовую базу. обеспечивающую ведение портфолио: распределяет обязанности участников образовательного процесса по данному направлению деятельности; создает условия для мотивации педагогических работников к работе по новой системе оценивания: осуществляет общее руководство деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии портфолио в практике работы ОУ;

·                заместители директора ОУ по УВР и ВР организует работу по реализации в практике работы ОУ технологии портфолио как метода оценивания индивидуальных образовательных достижений обучающихся: осуществляет контроль за деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии портфолио в ОУ;

·                классный руководитель оказывает помощь обучающимся в процессе формирования портфолио: проводит информационную, консультативную, диагностическую работу по формированию портфолио с обучающимися и их родителями: осуществляет посредническую функцию между обучающимися и учителями, педагогами дополнительного образования, представителями социума в целях пополнения портфолио; осуществляет контроль за пополнением обучающимися портфолио: обеспечивает обучающихся необходимыми формами, бланками, рекомендациями, оформляет итоговые документы, табель успеваемости: организует воспитательную работу с обучающимися, направленную на личностное и профессиональное самоопределение обучающихся;

·                учитель-предметник, педагоги дополнительного образования проводят информационную работу с обучающимися и их родителями по формированию портфолио: предоставляют обучающимся места деятельности для накопления материалов портфолио; организуют проведение олимпиад, конкурсов, конференций по предмету или образовательной области, изучение обучающимися элективных и факультативных курсов; разрабатывают и внедряют систему поощрений за урочную и внеурочную деятельность по предмету или образовательной области; проводят экспертизу представленных работ по предмету; пишут рецензии, отзывы на учебные работы;

·                педагог-психолог, социальный педагог проводят индивидуальную психодиагностику; ведут коррекционно-развивающую и консультативную работу.

5. Ранжирование результатов, помещенных в портфолио.

5.1.  Ранжирование результатов участия в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях. конференциях:

 

·        федеральный уровень: победитель - 10 баллов: призер - 8 баллов; участник -3 балла;

·        региональный уровень: победитель - 6 баллов; призер - 5 баллов: участник 2 балла;

·        муниципальный уровень: победитель - 4 балла, призер - 3 балла: участник – 1 балл;

·        школьный уровень: победитель, призер - 2 балла.

 

5.2.  Ранжирование результатов, подтверждающих обучение (завершение обучения) в учреждениях системы дополнительного образования детей, получение образования в рамках сетевых образовательных ресурсов, получение образования (обучение) в дистанционной форме, прохождение независимых тестирований (сертификационных экзаменов) осуществляется следующим образом:

·        сертификаты учреждений дополнительного образования, образовательных фондов, культурно-спортивных и общественных организаций и т.д. - 2 балла за каждый сертификат;

·        удостоверения и сертификаты о прохождении различных видов практик (социальной, трудовой, языковой, педагогической и т.д.) - 2 балла за каждое удостоверение и сертификат.

5.3.  Порядок ранжирования материалов, помещаемых в разделы «Портфолио
работ» и «Портфолио отзывов», устанавливает образовательное учреждение
самостоятельно.

6. Учет результатов Портфолио

6.1. Результат портфолио (суммарный балл внеучебных достижений по трем разделам портфолио) учитывается:

·        при зачислении обучающихся в классы с углублённым изучением отдельных предметов, профильные классы;

·        в качестве результатов промежуточной аттестации обучающихся;

·        при распределении стимулирующей части фонда оплаты труда педагогических и руководящих работников;

·        при прохождении аттестации педагогических и руководящих работников на квалификационную категорию;

·        при проведении внутришкольного контроля;

·        в ходе проведения процедур внешней оценки деятельности ОУ (аккредитация ОУ, контроль качества образования).