Конспект урока по ознакомлению с окружающим миром. 4 класс

Муниципальное общеобразовательное учреждение-

средняя общеобразовательная школа № 17

Друзья нашего сайта

Конспект урока по ознакомлению с окружающим миром. 4 класс

 

Конспект урока по ознакомлению с окружающим миром.

4 класс.

Учебник «Мир вокруг нас» А.А.Плешакова.

 

Тема урока: Лес и человек.

 

 Цели урока:

-формировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы;

-познакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью людей в зоне лесов;

-развивать познавательный интерес, воспитывать уважение и любовь к природе, чувство долга и ответственности перед природными богатствами.

Оборудование урока:

-рисунки животных, картина «Лесозаготовки», фотографии «На вырубках», «Пожар в лесу», аудиозаписи песен.

 

Ход урока

 

I. Организационный момент

 

Звучит песня «Лесной марш»

 

Слова П. Синявского
Музыка Ю. Чичкова

Нам птицы просигналили подъем,
Привычными тропинками проходим мы.
Мы каждую березку сбережем
В лесах любимой Родины.

Припев:

Мы сами написали
В лесной зеленой книжке
О том, что есть у леса
Надежные друзья –
Такие же девчонки,
Такие же мальчишки,
Такие же счастливые,
Как ты и я!

Мелькают наших песен огоньки.
Шагаем мы лесами-перелесками
Под кедрами красавицы-тайги,
Под соснами полесскими.

Нам солнце улыбнется веселей,
И каждый день нам радостней покажется,
Когда пройдут по всей родной земле
Отряды наших саженцев.

Так добрые волшебники – леса –
Похожи на поэтов и художников!
Природа дарит людям чудеса,
А мы – ее помощники.

-Почему мы начали урок этой песней?

Сообщаются тема и цели урока.

 

II. Проверка домашнего задания

 

1. Какие леса образуют тайгу?

А) лиственные;

Б) смешанные;

В) хвойные.

2. Какое дерево не является хвойным?

А) кедр;

Б) каштан;

В) пихта.

3. Какое дерево не является теплолюбивым?

А) дуб;

Б) липа;

В) лиственница.

4. Какое дерево не является широколиственным?

А) осина;

Б) клён;

В) вяз.

5. Какое растение не встречается в лесах России?

А) берёза;

Б) калина;

В) ягель.

6. К какой группе животных относится летяга?

А) птицы;

Б) звери;

В) пресмыкающиеся.

7. Какой зверь не водится в лесной зоне?

А) лемминг;

Б) бурундук;

В) рысь.

8. Какое животное не является хищником?

А) лось;

Б) рысь;

В) сокол.

9. Вставь недостающее звено в цепи питания: жёлуди - ... - соболь.

А) глухарь;

Б) заяц;

В) полёвка.

10. Какая птица не водится в лесной зоне?

А) глухарь;

Б) белая куропатка;

В) кедровка.

 

III. Фронтальный опрос.

 Повторение об «этажах леса».

 

- Посмотрите внимательно. Что это за дом? (на экране изображён лес)

Сколько в нём этажей?

В высоком старом лесу – пять этажей.

Пятый этаж – это верхушки самых высоких деревьев: сосен, елей, дубов.

Четвёртый – кроны деревьев пониже: клёна, берёзы, осины, рябины.

Третий – кусты и совсем молоденькие деревца.

А два нижних этажа – второй и первый – травы, цветы, мхи.
Во всяком лесном «доме» есть еще что-то вроде подвала. Тут прячутся корни зеленых обитателей леса.
- Как видим, в природе все взаимосвязано.
У птиц и зверьков в лесу есть свои этажи. Мышки, кроты, землеройки живут в корнях – в самом низу.
Соловьи, тетерева вьют свои гнезда прямо на земле. Дрозды устраивают гнезда повыше, на кустарниках.
Дятел, синицы, совы живут в дуплах деревьев.
И на самом верху селятся хищники: ястребы и орлы.

 

 Групповая работа.

 

- Вам такое задание: используя карточки, лежащие у вас на столе, составить цепи питания из представителей растительного и животного мира леса.
(Составляют цепи питания, кратко характеризуют) 
кора – олень – волк
желудь – мышь – лиса
шишка – кедровка – лиса
кора – заяц – лиса
кора – заяц – волк

 

«Лесная аптека».

«Каждый пыльный куст придорожный
Мне кричал: «Я шучу с тобой,
Обойди меня осторожно
И узнаешь, кто я такой!»
Н. Гумилев

 

- Чему учит стихотворение? Часто мы не задумываемся о том, что многие растения приносят пользу: человеку, животным.
- Посмотрите на наш лес. Какие растения мы можем собрать в лесную аптеку? (Подорожник, липа, зверобой, береза, крапива) – показ растений
- Из каких растений вы заварите чай?
(Зверобой, липа) – показ растений
- Какую помощь могут оказать лекарственные растения? (Краткие сообщения, используя гербарий)

1 ученик Шиповник – в медицине применяют в виде настоя, сиропов при гриппе.
2 ученик Подорожник большой – применяется как ранозаживляющее и кровоостанавливающее средство, при кашле.
3 ученик Одуванчик лекарственный применяют при возбуждении аппетита.
4 ученик Березовый сок применяется при заболеваниях легких, при бронхите, как общеукрепляющее средство.
5 ученик Крапива двудомная является ценным пищевым растением, содержащим большое количество витаминов.
6 ученик Липа применяется при простудных заболеваниях.

 

 

IV. Работа по теме урока

 

-Прочитайте слова на доске, которые являются девизом нашего урока:

«Чтобы беречь землю, природу, надо её полюбить, чтобы полюбить – её надо знать».

Н.И. Сладков.


(Подготовленный ученик читает стихотворение С. Погореловского.)

 

Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Что там шепчешь на заре
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты же видишь – мы свои.
- Действительно ли можно считать человека, входящего в лес «своим»?

 

1. Определение роли леса в жизни человека

- Оглянитесь вокруг, назовите предметы, родоначальником которых является дерево.
Ответ: книга, шкаф, парта, линейка, доска…
- Как давно человек начал использовать древесину для своих нужд?
Ответ: 1)Еще в древности люди строили жилище из древесины, разжигали огонь для приготовления пищи; 2) строили лодки, изготавливали первые орудия труда…

 

Ребенок читает загадку:
Мы были соснами и пихтами,
Теперь лежим, в коробку впихнуты,
Мы были гордостью тайги,
Ну а теперь мы ей – враги.

 

- Да, дети, конечно, вы догадались – это спички. Одна маленькая спичка может превратить красивый, полный жизни лес, в кладбище обгорелых бревен. Горят леса в основном по вине человека. Осина обладает уникальными свойствами. Древесина ее великолепно режется, шлифуется и отлично пропитывается особыми веществами, благодаря которым спички не тлеют, а гаснут сразу. Это важно для предупреждения пожаров. Поэтому осину называют «спичечной королевой».

 

- Но лес – это не только источник древесины. Посмотрите на наш лес: для кого он является домом? (Для животных, птиц, растений, грибов).
- Что еще полезного находит человек в лесу? (Лес – это не только источник древесины, это смола, ягоды, плоды, лекарственное сырье, орехи, звери, птицы, сено и т. д)
- Почему на отдых люди стремятся в лес? (Лес притягивает человека своей неповторимой красотой, тишиной, загадочностью; в лесу можно встретить много интересного и необычного, лучше узнать о жизни животных, их повадках…)
- Кто, кроме человека, пользуется лесными ресурсами? (Лесными ресурсами пользуются все животные, птицы)
- Как дышится в лесу? (В лесу легко дышится, потому что воздух в лесу очень чистый, пахнет травами, сосной, ягодами, грибами…)
- Каким воздухом лучше дышать? (Чистым) Часто лес называют «лёгкими планеты». Можете ли вы объяснить смысл этого выражения?
- Как вы думаете, какие деревья лучше сажать в городе?
- Да, широкие листья лиственных деревьев лучше задерживают частицы пыли.
- Лес угощает щедро, но бери у него только ягоды. 300 лет может расти кустарничек черники (показ кустарника), но если сломать его, вырвать с корнем, то новый кустик появится только через 7 – 8 лет.

 

В процессе беседы на доске появляется схема значения леса:

дом для растений, животных, грибов;

защитник воздуха, водоёмов и почв;

место для отдыха человека;

источник ягод, грибов, лекарственных растений;

источник древесины.

 

2. Экологические проблемы и охрана природы в зоне лесов

 Всегда ли человек справедлив по отношению к лесу? Не по его ли вине возникают экологические проблемы леса?

Послушайте отрывок из стихотворения Н.А. Некрасова и скажите, о какой экологической проблеме идёт речь:

            Плакала Саша, как лес вырубали,

            Ей и теперь его жалко до слёз.

            Сколько тут было кудрявых берёз!

            Там из-за старой нахмуренной ели

            Красные гроздья калины глядели.

            Там поднимался дубок молодой,

            Птицы царили в вершине лесной,            

            Понизу всякие звери таились.

            Вдруг мужики с топорами явились.

            Лес зазвенел, застонал, затрещал.

            Заяц послушал – и вон убежал.

Речь идёт о вырубке леса.

 Людям казалось, что лесов так много, что их невозможно вырубить. Теперь стало ясно: леса в опасности.

Неумеренная охота привела к полному или почти полному истреблению некоторых видов животных. В настоящее время охота на лесных животных ограничена, а браконьерство преследуется по закону.

Жизнь леса и его обитателей зависит от каждого, кто бывает в лесу.

Правила поведения в лесу (определяются в процессе беседы).

            Не ломай ветки деревьев и кустарников.

            Не повреждай кору деревьев.

            Не собирай берёзовый сок.

            Не рви на лугу, в лесу цветов.

            Не сбивай грибы, даже несъедобные.

            Не обрывай в лесу паутину и не убивай пауков.

            Не лови бабочек, шмелей и других насекомых.

            Не разоряй муравейник.

            Не лови диких животных и не уноси их домой.

            Не подходи близко к гнёздам птиц.

            Не шуми в лесу.

            Не оставляй в лесу мусор.

            Не разводи в лесу костёр.

О кострах разговор особый.

Используя текст учебника, составим памятку «Как разводить костёр».

            1. Дети не должны разводить костёр одни, без взрослых.

            2. Рядом с костром не должно быть предметов, которые могут загореться.

            3. Нельзя разводить костёр под деревьями.

            4. Перед разжиганием костра надо приготовить топливо.

            5. Костёр лучше разводить на старом кострище. Если его нет, то лопатой надо снять дёрн и разводить костёр в образовавшейся ямке.

            6. Нельзя разжигать костёр зажигалкой.

            7. Обязательно наблюдайте за горящим костром.

            8. Уходя, надо погасить костёр: залить водой или засыпать песком, а снятый дёрн положить на место.

            К чему может привести неумелое разведение костров? (К лесному пожару.)

Пожаром называется неконтролируемый процесс горения, влекущий за собой уничтожение окружающей среды, ценностей и даже гибель человека.

Все пожары в лесу начинаются из-за какой-то внешней причины. Часто случайная молния поджигает лес, но гораздо чаще – человек.

Лесные пожары бывают

 низовые (горит лесная подстилка, кусты, высота пламени 1-2 метра),

верховые (развивается из низового, возможен при сильном ветре, горят кроны деревьев),

подземные или торфяные (горит находящийся в земле торфяной слой на глубину до 50 см и более).

 

            Подумайте и скажите, как поведение человека в лесу может стать причиной пожара.

             ( Брошена горящая спичка или окурок,

                Охотник выстрелил, пыж начал тлеть или загорелся.

                Люди не соблюдали правила разведения костра.

                Люди выжигали траву на лесных полянах, прогалинах или стерню на поле около леса.

                Осколок стекла, брошенного на солнечном свете, сфокусировал солнечные лучи как зажигательная линза.

                 Хозяйственные работы в лесу велись с нарушениями правил ТБ.)

 

            Наука о лесных пожарах называется лесной пирологией.

Пожароопасный сезон в лесу начинается, когда сходит снежный покров, и длится до наступления устойчивой дождливой погоды. Лесные и торфяные пожары приносят огромный ущерб народному хозяйству и представляют угрозу для людей, населённых пунктов, промышленных и сельскохозяйственных объектов, расположенных в лесу: гибнет молодая поросль, выгорают семена трав, корни многолетних растений.

Для уменьшения риска возникновения пожаров огромное значение имеет соблюдение установленных правил пожарной безопасности.

 

            Что делать, если вы попали в зону пожара?

 

            Если пожар только-только начинает разгораться при вас, попытайтесь сбить пламя веником из зелёных веток или забросать его землёй. Сообщите о происшедшем в ближайший населённый пункт или лесничество.

            Если пожар сильный, ваша задача – как можно быстрее покинуть опасное место. Не пытайтесь сами бороться с огнём. От низового пожара человек может довольно быстро уйти. Идти нужно навстречу ветру по просекам, дорогам, полянам, берегам ручьёв или рек.

            При сильном задымлении рот и нос надо прикрыть мокрой повязкой – полотенцем, подолом одежды.

            Относительно безопасными местами являются вспаханное поле, большой пустырь или каменистая гряда.

            Следует избегать бурелома: сухие деревья и трава вспыхивают мгновенно.

            Если лесной пожар подходит к населённому пункту, государственные службы информируют население о том, как защитить себя и имущество. Если остановить огонь не удаётся, людей эвакуируют. Личные вещи можно спасти, поместив их в каменных строениях без горючих конструкций или просто в яме, засыпанной землёй. Когда эвакуация невозможна, пожар пережидают в загерметизированных каменных зданиях, убежищах ГО, погребах и т.д. Иногда переждать пожар можно на открытых участках – стадионах, площадях и др.

            Детей к тушению пожара не допускают.

 

3. Проверка усвоения пройденной темы:

 

Решим кроссворд:

 

По горизонтали:

2. Наука о лесных пожарах.

3. Травма, которую человек может получить при небрежном обращении с огнём.

4. Материал, который на солнечном месте фокусирует лучи как зажигательная линза.

По вертикали:

1. Место, где ранее уже разводился и тушился костёр.

2. Стихийное распространение огня, вышедшее из-под контроля человека.

5. Время года, когда наиболее часто возникают лесные пожары.        

 


 

Ответы:

По горизонтали: 2. Пирология. 3. Ожог. 4. Стекло.

По вертикали:1. Кострище. 2. Пожар. 5. Лето.

 

4. Итог урока:

С какими затруднениями вы столкнулись на уроке?

Какие вопросы вы бы задали в связи с этим?

Что больше всего запомнилось?

С постановки какого вопроса начали бы наш следующий урок?

  

Учитель Елисеева А.П.

 

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".