Платные дополнительные образовательные услуги.
Программа подготовительного курса для детей 6-летнего возраста «Первые ступеньки».
ВВЕДЕНИЕ
Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Если до поступления в школу малыши играли, знакомились с окружающей их природой, лепили, пели, слушали и рассказывали сами стихотворения, сказки, то перед школой система развития, предлагаемая родителям и воспитателям, резко начинает меняться. В ее содержание включаются элементы школьного обучения. Чаще всего детей учат читать и считать. Это связано с тем, что школа предъявляет к первокласснику довольно высокие требования. Ученик первого класса должен научиться четко и грамотно говорить, читать, писать, считать и т. д. Кроме того, и это не менее важно, ребенок, пришедший в школу, должен быть готов к новым формам общения. У него должны быть развиты психические, ориентированные действия мотивационной сферы, где любознательность выступает как основа познавательной активности. Он должен владеть элементарными навыками здорового образа жизни.
Подготовка к обучению не должна дублировать программу первого класса, иначе процесс обучения в школе перестанет быть познавательным и развивающим для учеников. Но в то же время дети должны быть готовы к успешному освоению школьной программы. Не все дети посещают дошкольные образовательные учреждения, и их цифра достаточно высока, около 30% остаются дома с родителями. Семейное воспитание не всегда в состоянии компенсировать отсутствие общественного дошкольного образования. Иногда это ведет к нарушению психического и соматического развития детей.
Школа претерпевает радикальные изменения. В настоящее время в стране идет становление новой системы образования. Главной проблемой становится переустройство сферы образования на новых принципах, соответствующих утверждающимся государственно-политическим и социально-экономическим отношениям и закрепленных Законом РФ «Об образовании». Отличительной чертой развития образовательной системы на современном этапе является активный процесс создания системы непрерывного образования. Одно из основных условий обеспечения функционирования и развития единой непрерывной системы образования — это осуществление преемственности разных ступеней, в частности преемственность дошкольного и начального образования.
В связи с этим совершенствуются образовательные технологии, при разработке которых учитываются следующие тенденции развития образования:
— от репродукции знаний к их продуктивному использованию в зависимости от решаемых задач;
— от механического заучивания к учению как процессу интеллектуального развития;
— от статистической модели знаний к динамически структурированным системам умственных действий;
— от ориентации на среднего ученика к дифференцированным и индивидуальным программам обучения;
— от внешней мотивации учения к внутренней нравственно-волевой регуляции.
Таким образом, важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно ориентированный подход, развитие личностных компетенций.
Данная программа разработана на основе идеи преемственности между дошкольным, начальным образованием.
Концепция программы базируется на следующих принципах:
— непрерывности развития ребенка;
— общего развития ребенка на основе его индивидуальных возможностей и способностей;
— развития творческих способностей у детей;
—развития личностных компетенций ребенка как субъекта творческой деятельности, как активного субъекта познания;
— развития и укрепления здоровья личности;
— развития духовно-нравственных убеждений личности;
— развития устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования;
— преемственности между обучающими, обучающимися и родителями.
Основаниями для реализации принципа преемственности между дошкольным и школьным образованием являются:
— ориентация не на уровень знаний, а на потенциальные возможности ребенка, на его «зону ближайшего развития»;
— создание условий для включения ребенка в новые социальные формы общения;
— организация и сочетание в единой смысловой последовательности продуктивных видов деятельности;
— подготовка перехода от игровой деятельности к учебной;
— обеспечение постепенного перехода от непосредственности к произвольности.
В основе подготовки к обучению в школе лежат личностно ориентированные и развивающие технологии.
Целью личностно ориентированных технологий являются развитие и формирование в процессе подготовки к обучению активной творческой личности.
Развивающие технологии направлены на формирование у ребенка проблемного мышления, на развитие мыслительной активности.
Развивающие технологии содержат: развивающие дидактические игры, развивающие практические задания, творческие упражнения, конструирование, аналитико-синтетические действия.
В соответствии с логикой развития ребенка подготовка к школе носит не обучающий, а развивающий характер. Ее цель — подготовить дошкольника к любой системе школьного образования.
В качестве основных целей подготовки к обучению в школе выдвигается:
— развитие эмоционально-волевой сферы;
— развитие коммуникативных навыков;
— формирование и развитие психических функций и познавательной сферы детей;
— сохранение здоровья дошкольников.
Реализация данных целей позволяет обеспечить психическое и физическое развитие детей на том уровне, который необходим для их успешного включения в учебную деятельность и дальнейшего обучения в школе. Основными принципами подготовки к обучению являются:
— единство развития, обучения и воспитания;
— учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
— комплексный подход;
— систематичность и последовательность;
— вариативность и вариантность;
— сознательность и творческая активность;
— наглядность;
— доступность и достаточность.
В качестве ведущей деятельности ребенка рассматривается игра и продуктивная деятельность.
Основными задачами подготовки к обучению являются:
— охрана и укрепление здоровья;
— развитие психических функций и качеств личности;
— обеспечение преемственности между подготовкой к обучению и обучению в школе.
Содержание подготовки детей к обучению построено на интегрированной основе.
В основе интеграции лежат следующие принципы:
— интеграция всех видов искусства и разных видов художественно-творческой деятельности (игровой, музыкальной, художественно-речевой, театрализованной) с целью воспитания восприятия и познания образа, представленного средствами выразительности разных видов искусства, и развития умения осознавать прекрасное, творчески мыслить;
— взаимосвязь ребенка с окружающим миром, учитывающая присущий ему наглядно-образный характер познания;
— широкое включение искусства и произведений детского творчества в жизнь ребенка и окружающую его среду;
— частая и незаметная смена деятельности в целях устранения разного рода перегрузок.
Пояснительная записка.
Вопрос подготовки дошкольников к овладению письмом, основными математически понятиями, формирования речевых навыков и речевого общения, основных знаний об окружающем мире является частью проблемы подготовки к обучению в школе, которая с каждым годом в свете изменения школьных программ, становится все актуальнее.
Одним из критериев подготовленности ребенка к школе является наличие у него графических умений, необходимых предпосылок графических навыков.
Графический навык - это соблюдение общественно установленных норм выполнения графических элементов, обеспечивающих правильность и легкость чтения текста, способствующих удобству и скорости письма и отвечающих эстетическим требованиям.
Необходимость развития графических навыков дошкольников обусловлена наличием взаимосвязи между тонкой двигательной координацией и уровнем умственной работоспособности, между степенью готовности к овладению графическими навыками и школьной зрелостью, между качеством письма и успешностью всей учебной деятельности школьников.
Таким образом, в условиях усложнения школьных программ, уменьшения времени, отводимого на обучение детей письму, графические навыки помогут первокласснику избежать многих проблем школьной дезадаптации, будут способствовать его успешности.
Программа обучения первоначальному письму является также составной частью комплексной образовательной программы для детей дошкольного возраста в МОУ-СОШ № 17. Образовательный процесс направлен на развитие творческих и интеллектуальных способностей, эмоциональной сферы, духовно-нравственных качеств ребенка, подготовку к обучению в общеобразовательной школе:
• развитие мышления, внимания, воображения, памяти;
• развитие творческих способностей;
• укрепление физического и психического здоровья;
• формирование начальных коммуникативных умений
Программа имеет цель: формирование личности, готовой к систематическому обучению в школе.
Задачи программы
• Формирование умений и навыков, необходимых для обучения и развития в начальной школе;
• Совершенствование зрительно - двигательной координации и ориентировки в микро-пространстве;
• Развитие мелкой моторики руки;
• Развитие произвольного внимания, памяти, воображения, аналитического восприятия речи;
• Воспитание культуры речевого общения и развитие дикции.
• Обеспечение преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием.
• Укрепление здоровья детей, готовящихся к обучению в школе.
Как показывает диагностика познавательных и психических процессов воспитанников, для большинства из них характерно: слабость мелкой моторики пальцев руки, недостаточная сформированность навыков зрительно - двигательной координации, произвольного внимания, аналитического восприятия, зрительной памяти. Вместе с тем, шестилетние дети отличаются эмоциональностью, подражательностью, направленностью на познание окружающего мира.
При разработке программы учитывалось, что процесс подготовки дошкольников к школьному обучению физиологически и психологически сложен: в координированную деятельность включаются кора головного мозга (почти все ее отделы), органы зрения, слуха, многие мышцы тела. Эффективность обучения возможна только при условии комплексного физического, психического и социального развития личности ребенка. В основу программы «Первые ступеньки» положена идея развивающего обучения. Технология обучения определяется системой специфических для данного предмета принципов, методов и приемов.
Основные принципы реализации программы:
*природосообразность, дифференциация и индивидуализация обучения и воспитания, игры, развивающего обучения, творческого развития, единства воспитания, обучения и развития;
*учет индивидуальных особенностей и возможностей ребят;
*уважение к ребёнку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
*комплексный подход при разработке занятий;
*вариативность содержания и форм проведения занятий;
*наглядность.
При таком подходе открываются возможности для развития интеллектуальных возможностей детей: у них формируются приемы умственной деятельности, которые реализуются вначале на конкретно- действенном, а затем на наглядно - образном и далее на логическом уровнях.
Для улучшения координации движений пальцев и кистей рук на занятиях применяются различные графические упражнения. Это задания типа «Дорожки», штриховки, обведение по контуру, безотрывное обведение.
Программа рассчитана для детей дошкольного возраста 5-6 лет.
В основе разработки программы лежит программа «Преемственность» (подготовка к обучению), составителя Н.А.Федосовой, состоящая из разделов: «От звука к букве», «Зелёная тропинка» и программа «Математика для дошкольников» К.В.Шевелёвой, использовались также идеи Марии Монтессори, основанные на формировании «мускульного» образа элементов.
Главное назначение подготовительного курса состоит в том, чтобы научить детей точно и ясно выражать свои мысли, раскрыть их творческие способности, интерес и внимание к слову, к его эмоциональной окраске, воспитать бережливое отношение к природе. В ходе занятий прививаются ответственное отношение к труду и художественный вкус. Программа предусматривает создание вокруг ребёнка положительной эмоциональной сферы, помогающей раскрепощению его личности, активизирующей творческий потенциал.
Важнейшей частью программы является изучение динамики развития ребёнка. Исследование уровня его функциональной готовности к обучению в школе. На это направлены занятия педагога – психолога, а также консультации родителей будущих первоклассников.
В ходе индивидуального логопедического обследования выявляются особенности поведения и основные отклонения или нарушения речи ребёнка. По его результатам планируется работа по устранению тех или иных нарушений. Диагностика достижений учащихся производится с помощью стандартизованных методик, тестов, творческих заданий, игр. Результаты диагностики и обследований заносятся в «Психолого – педагогическую карту». В ходе работы выявляются дети, недостаточно готовые к школьному обучению или дети, нуждающиеся в дополнительных занятиях. Для таких детей составляется индивидуальная программа развития, даются рекомендации родителям.
Данная программа построена на основе двух программ подготовки дошкольников к школе: «Преемственность» Н.А. Федосовой и программа «Математика для дошкольников» К.В.Шевелёвой.
Раздел «Зеленая тропинка», знакомство с окружающим миром, часть программы «Преемственность», основывается на коррекции и развитии накопленных в дошкольном возрасте природоведческих представлений. В основу подготовки положены непосредственные наблюдения, действия с предметами, элементарные эксперименты, осуществляемые в естественной для детей данного возраста занимательной игровой форме.
Раздел«От звука к букве», часть программы «Преемственность», решает вопросы практической подготовки детей к обучению чтению, к обучению письму и ведет работу по совершенствованию устной речи. Содержание курса направлено на общее развитие ребенка, посредством которого создается прочная основа для успешного изучения русского языка. Содержание ориентировано на решение следующих задач: на создание условий для формирования многосторонне развитой личности ребенка (интеллектуальное, духовно-нравственное, эстетическое, эмоциональное развитие), для создания предпосылок положительной мотивации учения в школе; практическую подготовку детей к обучению чтению и письму; формирование элементарной культуры речи, совершенствование на доступном уровне навыков связной устной речи детей.
Программа «Математика для дошкольников». В основу отбора содержания программы положен принцип ориентации на первостепенное значение общего развития ребенка, включающего в себя сенсорное и интеллектуальное развитие. Таким образом, целью подготовки детей к школе является не столько овладение конкретными знаниями, сколько создание предпосылок к школьному обучению.
Основаниями преемственности между дошкольным и школьным образованием являются: развитие потенциальных возможностей ребенка, обеспечение постепенного перехода от непосредственности к произвольности, учет «зоны ближайшего развития», создание условий для включения ребенка в социальные формы общения.
Организация занятий подготовки к обучению в школе.
Структура дошкольного образования: подготовка к обучению в школе. Возраст 5-6 лет. Продолжительность — 1 год.
Подготовка детей к школе начинается с 1 октября и длится до 30 апреля на базе школьного образовательного учреждения. Занятия проводят с группой детей. Продолжительность занятий 25 минут с 5—10-минутными перерывами.
Занятия проводятся 2 раза в неделю.
Занятия проводятся с помощью комплекта пособий:
• М.М. Безруких, Т.А. Филиппова «Азбука» четыре рабочих тетради, Ювента, Москва, 2010 г.
• К.В. Шевелёва «Готовимся к школе» (2 части), Математика для дошкольников, Ювента, Москва, 2011 г.
• Готовимся к письму П.Е. Антоненков, М.Н. Антоненкова, Москва, РОСМЭН, 2011 г.
• А.А. Плешаков «Зелёная тропинка», Москва, Просвещение, 2011 г.
Основные виды деятельности — игра и продуктивная деятельность.
Готовность к обучению в школе.
К концу подготовительного периода у детей должна быть сформирована психологическая, физиологическая и социальная готовность к обучению в школе.
Физиологическая готовность к школе выражается в уровне основных функциональных систем организма и состояния здоровья детей. Оценка физиологической готовности осуществляется специалистами-медиками в соответствии с установленными критериями. В основе критериев лежит способность ребенка переносить возросшие нагрузки, связанные с началом систематической учебной деятельности, интеллектуального и физического напряжения, т. е. ослабленные дети.
Социальная готовность к обучению в школе определяется готовностью ребенка к новым формам общения с окружающим миром. Развитие этой готовности, как считают психологи, связано с возрастным кризисом 6—7 лет. Ребенок при переходе от дошкольного к школьному возрасту резко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении. Он переживает переходную ступень: он уже не дошкольник, но еще и не школьник.
Л. С. Выготский считал, что переход от дошкольного к младшему школьному возрасту характеризуется прежде всего как утрата детской непосредственности. Л. С. Выготский предполагал, что такая потеря непосредственности есть следствие начинающейся дифференциации внешней и внутренней жизни. Дифференциация становится возможной лишь тогда, когда возникает обобщение своих переживаний. Переживания ребенка, его желания и выражение желаний, т. е. поведение и деятельность, представляют собой нечто целое. Переживания ребенка сиюминутны, они существуют как отдельные моменты жизни и являются относительно скоропреходящими. Ребенок начинает манерничать, кривляться, капризничать. В поведении появляется что-то нарочитое, нелепое и искусственное: ребенок строит из себя шута. В 6—7-летнем возрасте возникает такая структура переживаний, когда ребенок начинает понимать, что значит «я радуюсь», «я голоден», «я сердит», «я добрый», «я злой» и т. д. 6—7-летний открывает сам факт своих переживаний. Отсюда возникают некоторые особенности, характеризующие кризис 6—7 лет.
Рассмотрев кризис 6—7 лет, можно сделать следующий вывод: за внешними проявлениями — кривляньем, манерничаньем, капризами, которые наблюдаются в этом возрасте, — лежит потеря ребенком непосредственности; потеря непосредственности есть следствие начинающейся дифференциации внутренней и внешней жизни; дифференциация возможна тогда, когда возникает обобщение переживаний; на основе такого обобщения у ребенка впервые появляется самооценка, ребенок вступает в новый период жизни, в котором начинают формироваться первые моменты самосознания. Одной из причин формирования самосознания является изменение отношения к среде.
Появление кризиса в 6—7 лет говорит о возникновении социальной готовности ребенка к обучению. В этот период у ребенка происходит формирование его внутренней социальной позиции.
Психологическая готовность к обучению в школе определяется: общим уровнем психического развития ребенка и уровнем развития важных в учебном плане качеств.
Сформированность личностной и социально-психологической готовности ребенка к школе предполагает наличие новой «внутренней позиции школьника». Социальная подготовка к школе должна быть направлена на развитие качеств общения со сверстниками и взрослыми в новых условиях. Целью подготовки детей к школе является не создание каких-либо конкретных элементов учебной деятельности, а создание предпосылок к школьному обучению. Л. С. Выготский подчеркивал, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном представлении об окружающем мире, сколько в уровне развития психических, ориентированных действий, в уровне развития мотивационной сферы.
Параметры конечного результата:
• Отчётливо и ясно произносить слова:
- выделять из слов звуки;
-находить слова с определённым звуком;
-определять место звука в слове;
-соблюдать орфоэпические нормы произношения;
-составлять предложения на заданную тему по опорным словам;
-составлять рассказы и сказки по иллюстрации или серии картинок;
-пересказывать сказку и рассказ с опорой на иллюстрацию;
-ориентироваться на странице тетради;
2. Называть числа в прямом и обратном порядке в пределах 10:
-соотносить цифру с числом предметов;
-Пользоваться арифметическими знаками действий;
-составлять и решать задачи на сложение и вычитание в одно действие;
-составлять из нескольких геометрических фигур фигуры большего размера;
-Ориентироваться в пространстве;
-ориентироваться на листке клетчатой бумаги;
3.Распознавать знакомые растения и животных на рисунках и в природе;
-перечислять в правильной последовательности времена года и суток;
-называть основные признаки времён года.
В результате обучения по программе подготовительного курса ребёнок должен знать:
-русский алфавит;
-состав чисел первого десятка;
-как получить каждое число первого десятка;
-цифры 0-9, знаки =, +,-;
-последовательность месяцев в году, дней недели.
Содержание программы «Первые ступеньки».
• Раздел «От звука к букве» состоит из двух частей: устная и письменная речь, развитие устной речи. Раздел «От звука к букве» нацелен на развитие связной речи ребёнка, его фонематического слуха, творческого мышления, координации и мелкой моторики мышц. Курс позволяет вести подготовку детей к обучению.
Основной задачей данной программы является выработка у детей умения ориентироваться в звукобуквенной системе родного языка и на этой основе — развитие интереса и способностей к чтению. Программа «От звука к букве» является парциальной и решает одну из задач речевого развития ребенка — подготовить дошкольника к обучению грамоте. Последовательное усвоение понятий «слово», «звук», «слог», «буква», «предложение» в различных игровых упражнениях формирует у ребенка осознание речи, ее произвольность.
Особое внимание в программе уделено практическому овладению каждым ребенком языковой действительностью, что будет способствовать лучшему усвоению фонетики и морфологии в школе.
Реализация программы направлена прежде всего на обеспечение единого процесса обучения, соответствующего раскрытию возрастных возможностей ребенка-дошкольника. В ней предусматривается расширение и усложнение программных задач по сравнению с вариативными программами.
Используемый на занятиях дидактический материал понятен и доступен ребенку, пробуждает положительные эмоции, служит адаптацией в новых для него условиях обучения.
Усвоение детьми данной программы — это не только подготовка к умению читать и писать, расширение знаний и представлений о языке, но и важное средство развития речи, фактор умственного развития ребенка. Предусматривается работа по развитию графических навыков и моторики (гимнастика для пальцев) с целью подготовки руки ребенка к письму. Вводится моделирование, с помощью которого воспроизводится слоговая структура слова, что не только способствует лучшему усвоению содержания программы, но и подготавливает ребенка к определению звукового строения слова в старшей группе на этапе обучения звукобуквенному анализу. Работа с моделями слов развивает логическое мышление, так как дети пользуются не образами, а условными обозначениями слов, звуков, предложений. Развитию мышления также способствует отгадывание детьми загадок, которые широко представлены в программе.
Веселые рисунки, игровые упражнения, которые присутствуют на каждом занятии, делают процесс обучения ориентированным на ребенка-дошкольника, развивают его образное мышление.
Методы и приемы, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям дошкольника, а не копируют школьную программу. Содержание программы учитывает индивидуальные возможности ребенка. При работе по данной программе у детей в одинаковой мере развивается как логическое мышление, так и эмоциональное, что, в свою очередь, способствует развитию как левого полушария головного мозга (отвечающего за логическое мышление), так и правого (отвечающего за образное мышление).
Как показывает опыт работы, не все дети могут усвоить те задачи, которые педагог ставит перед ними на занятии. Для того чтобы обучение было более эффективным, имеется дополнительный материал, который можно предложить детям для лучшего усвоения программы.
Дополнительный материал представлен:
а) игровыми упражнениями, способствующими произношению изучаемого звука изолированно, в звукоподражательных упражнениях (как мычит корова? как кукует кукушка?).
б) играми:
• «Подскажи словечко», в которой дети учатся подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу; в подсказанном слове обязательно есть изучаемый звук, который ребенок должен произнести четче, чем другие звуки.
• «Звуки поменялись местами», способствующая развитию фонематического слуха, пониманию смыслоразличительной функции звука (река-щека, корка-норка).
• «Кто внимательный», закрепляющая умение различать твердые и мягкие согласные.
• «Найди пару», закрепляющая умение интонационно произносить заданный звук.
в) стихами, в которых изучаемый звук встречается чаще, чем другие. Детям предлагается послушать стихотворения и назвать слова с заданным звуком. Дети упражняются в правильном произношении слов, у них развивается слуховое внимание. Заучивание стихотворений способствует развитию слуховой памяти.
3. Создать условия для самостоятельной деятельности детей вне занятий.
Очень важно не только дать детям определенную сумму знаний, умений и навыков, но и научить их использовать эти знания самостоятельно. Это возможно, если дома созданы условия для самостоятельной деятельности ребенка. Для этого необходимо иметь достаточное количество детских книг и настольно-печатных игр. Сейчас выбор таких пособий велик, и педагог может приобрести их, учитывая особенности развития детей своей группы.
4. Взаимодействовать с семьей по вопросам обучения ребенка дома.
Работа по программе предполагает взаимодействие педагога с семьей. Успех сотрудничества возможен только тогда, когда педагог и родитель осознают важность целенаправленного педагогического воздействия на ребенка. Включение родителей в педагогический процесс прежде всего важно ребенку, который сможет проводить с ними больше времени, осознавать, что родители интересуются его успехами, а если есть неудачи, всегда готовы прийти ему на помощь.
Опыт работы показывает, что соблюдение указанных выше требований обеспечит усвоение программы каждым ребенком, и он будет хорошо подготовлен к школе, а самое главное — обучение не покажется ему скучным и трудным.
Использование рабочей тетради каждым ребенком имеет большое значение, так как:
• позволяет широко применять наглядный метод обучения и метод практических заданий;
• обеспечивает максимальный уровень использования фонематических, звукобуквенных, графических средств, который создает предпосылки для перехода к следующему этапу обучения — чтению в школе;
• создает условия для ориентировочно-исследовательской деятельности детей, что достигается через систему действий, включающих не только словесно-зрительное, но и двигательное ознакомление со словом, буквой;
• способствует развитию внимания, памяти, мышления, речи;
• закрепляет запас имеющихся представлений о звукобуквенной стороне слова;
• способствует формированию умения самостоятельно решать учебную задачу, предложенную педагогом;
• предоставляет возможность самому ребенку сформулировать учебную задачу, используя условные обозначения (5—7 лет);
• способствует формированию навыка самоконтроля и самооценки;
• позволяет ребенку самостоятельно найти и исправить ошибку;
• снимает трудности подбора дидактического материала для педагога.
Перечень наглядно-методического сопровождения
• Азбука М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, Рабочие тетради (4 части) М: Ювента, 2010
• Готовимся к письму (Прописи, раскраски, упражнения) П.Е. Антоненков, М.Н. Антоненкова, Москва, РОСМЭН, 2011 г.
Установлено, что дети в возрасте 5-6 лет наиболее восприимчивы к звуковой стороне языка. Это возраст особого интереса к словам, звукам. Чтобы этот интерес не пропал, необходимо вовлечь детей в интересную, содержательную игровую деятельность, которая будет решать следующие задачи:
1. Ознакомление с миром слов (слова звучат по-разному и похоже, бывают длинные и короткие).
2. Умение слышать отдельные звуки в словах, определять первый звук.
3. Умение различать звуки на слух, твердые и мягкие согласные.
4. Умение интонационно выделять звуки в слове и произносить их изолированно.
5. Развитие мелкой моторики и графических навыков.
6. Ознакомление с простейшим моделированием.
У детей 5-6 лет встречаются нарушения в звукопроизношении (не все дети правильно произносят шипящие, сонорные); некоторые дети неправильно согласовывают существительные с прилагательными в роде, числе и падеже; неправильно употребляют существительные в родительном падеже множественного числа. С учетом этих недостатков и строится работа по развитию фонематического слуха.
Дети знакомятся со слоговой структурой слова. Учатся выделять гласные звуки, прохлопать или прошагать ритмико-слоговую структуру слова. Здесь же дети знакомятся с графическим изображением слова — прямоугольник; учатся делить прямоугольник на столько частей, сколько слогов в слове, учатся подбирать схему к слову. Одновременно дети учатся различать на слух твердые и мягкие согласные.
На первых занятиях это происходит в игровой ситуации: дети учатся различать на слух «песенку большого мотора»: «Р-р-р» и «песенку маленького мотора»: «Рь-рь-рь»; «песенку большого комара»: «З-з-з» и «песенку маленького комара»: «Зь-зь-зь». Затем предлагаются пары звуков «К-КЬ», «Л-ЛЬ», «Б-БЬ» и др., дети уже на слух определяют мягкие и твердые согласные, знакомятся с понятием твердых и мягких звуков. На занятиях широко используется различный словесный материал: стихи, загадки, игры «Подскажи словечко», «Звуки поменялись местами», «Звук потерялся», «Закончи предложение», что делает процесс обучения более интересным. Речевые игры приучают детей внимательно слушать стихотворение, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу; способствуют развитию фонематического слуха, правильному произношению заданного звука в словах.
Много в данной методике стихотворений для разучивания, в которых изучаемый звук встречается чаще, чем другие, что способствует его лучшему произношению. Заучивание стихотворений предлагается с опорой на сюжетный рисунок, который помогает ребенку лучше понять и запомнить содержание стихотворения. У детей развиваются произвольная память, дикция, темп и выразительность речи.
Задания «Найди различия в двух похожих рисунках» способствуют развитию умения сравнивать, анализировать, распределять и переключать внимание. Отгадывание загадок способствует развитию мышления, внимания, памяти.
Наглядный материал для выполнения заданий каждым ребенком, представленный в рабочих тетрадях, имеет особое значение, так как позволяет:
1.Обеспечить минимальный уровень познавательных средств (фонематических и графических), которые дают возможность перейти к следующему этапу обучения — звукобуквенному анализу.
2. Создать условия для ориентировочно-исследовательской деятельности, что достигается через систему действий, включающих не только словесно-зрительное ознакомление со словом и звуком.
3.Развить различные стороны психической деятельности: внимание, мышление, память, речь.
4.Закрепить имеющиеся представления о фонетической стороне слова.
5.Способствовать развитию графических навыков.
6.Формировать умение понимать учебную задачу и решать ее самостоятельно.
7.Формировать навык самоконтроля и самооценки.
Использование рабочей тетради каждым ребенком позволяет начать работу по формированию элементарных навыков самоконтроля и самооценки собственной деятельности: сравнивать конечный результат с образцом, указаниями и объяснениями взрослого; замечать несоответствия и устранять их.
К концу года практически все дети овладевают правильным произношением звуков родного языка. Однако у некоторых детей наблюдается нечеткое произношение свистящих, шипящих и сонорных. Этим детям необходима помощь логопеда.
В занятия также включены задания по подготовке ребенка к письму, включающие в себя:
• Развитие произвольных движений пальцев рук.
• Формирование элементарных графических навыков.
В основу программы положена работа Т. Б. Филичевой «Развитие графических навыков». Задачи подготовки детей к письму решаются в игровой форме, например: «Дорисуй иголки ежику, водичку из душа, ручку к зонтику, листочки к ветке»; дети упражняются в написании элементов букв.
Первые задания желательно выполнять фломастерами; письмо ими не требует сильного нажатия, а линии получаются отчетливыми. Как только дети научатся выполнять задания фломастерами, они могут работать ручкой или карандашом. С целью постепенного перехода от простейших графических упражнений к более сложным дети сначала учатся рисовать вертикальные и горизонтальные линии, потом линии с закруглением, а затем рисуют предметы, в которых сочетаются различные элементы.
Программа на учебный год
Звукобуквенный период. Развитие звукобуквенного анализа.
• Закреплять умение вслушиваться в звучание слова, узнавать и называть заданные звуки.
• Закреплять умение интонационно выделять заданные звуки в словах.
• Закреплять умение делить слова на слоги.
• Познакомить с буквами как знаками звуков (фонем) по общепринятым группам на материале алфавита.
• Учить различать звуки: гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные.
• Учить определять место заданного звука в слове (в начале, в середине и в конце).
• Продолжать знакомить с графическим изображением слова — прямоугольник (моделирование).
• Познакомить с условным обозначением звуков: гласные — красный квадрат, твердые согласные — синий квадрат, мягкие согласные — зеленый квадрат (моделирование).
• Учить на схеме обозначать место звука в слове, используя графические изображения звуков.
• Учить писать слова с помощью графических изображений.
• Учить писать печатные буквы в клетке, используя образец.
• Учить соотносить звук и букву.
• Учить писать слова, предложения печатными буквами.
• Учить проводить звуковой (фонетический) анализ слова.
• Способствовать развитию фонематического восприятия.
• Учить читать слова, предложения, небольшие стихотворные тексты.
• Познакомить с ударением, ударным слогом, ударными гласными.
• Познакомить с термином «предложение».
• Учить правильно пользоваться терминами «звук», «слог», «буква», «слово», «предложение».
• Учить составлять предложение из двух, трех, четырех слов.
• Учить записывать предложение условными обозначениями.
• Способствовать развитию графических навыков.
• Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
• Формировать навык самоконтроля и самооценки.
Показатели развития
К концу учебного года ребенок должен:
• знать буквы русского алфавита;
• писать буквы русского алфавита в клетке;
• понимать и использовать в речи термины «звук» и «буква»;
• определять место звука в слове в начале, в середине и в конце;
• различать гласные, согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные звуки;
• пользоваться графическим обозначением звуков (гласные — красный квадрат, твердые согласные — синий квадрат, мягкие согласные — зеленый квадрат);
• уметь записывать слово условными обозначениями, буквами;
• соотносить звук и букву;
• писать слова, предложения условными обозначениями;
• определять ударный слог, ударную гласную и обозначать соответствующим значком;
• правильно пользоваться терминами «звук», «слог», «слово», «предложение»;
• составлять предложение из двух, трех слов, анализировать его.
Цель каждого занятия:
— способствовать развитию фонематического восприятия; —расширять знания и представления об окружающем мире;
• способствовать развитию внимания, памяти, мышления, речи;
• способствовать развитию интереса и способностей к чтению;
способствовать развитию графических навыков; познакомить с тетрадью в линейку, с широкой и узкой строкой; продолжать учить пользоваться условными обозначениями, самостоятельно формулировать учебную задачу; формировать навык самоконтроля и самооценки.
• Раздел «Математика для дошкольника» направлен на развитие умений проводить наблюдения, сравнивать, выделять указанные и новые свойства объекта, его существенные и несущественные характеристики, понимать относительность свойств объекта. Делать выводы по результатам наблюдений, проверять их истинность, уметь использовать полученные выводы для дальнейшей работы.
Цель программы — всестороннее развитие дошкольников, формирование их умственных способностей и творческой активности, развитие необходимых математических представлений, решение проблемы адаптации к школе.
Занятия проводятся с использованием пособий и рабочих тетрадей для детей «Готовимся к школе»
Для наилучшего усвоения и закрепления учебного материала рекомендуется выполнять работу в домашних условиях под контролем родителей.
В конце учебного года при заполнении карт развития ребенка проводится тестирование по рабочей тетради «Тесты по математике для детей 4—5 лет».
Во время проведения занятий педагог решает следующие задачи:
Обучающие (представлены в начале каждого занятия).
Развивающие:
волю, внимание, инициативу, творческие способности и интерес к предмету;
восприятие, интеллект, память, фантазию, воображение, ассоциативное, образное и логическое мышление;
грамотную, точную, лаконичную математическую речь.
Воспитательные:
трудолюбие, дисциплинированность, усидчивость, сосредоточенность, аккуратность;
целеустремленность, терпение, настойчивость;
культуру общения, поведения, коммуникабельность, сострадание, чувство коллективизма и товарищества.
На каждом занятии педагог сам выбирает необходимые развивающие и воспитательные задачи.
Обучение детей проводится по следующим разделам:
• Графические задачи.
• Количество и счет.
• Величина.
• Ориентировка в пространстве.
• Ориентировка во времени.
• Геометрические фигуры.
• Логические задачи.
Содержание программного материала на учебный год
1. Графические задачи
• рисование палочек, узоров, фигур по клеточкам до конца строки;
• обводка предметов по контуру;
• штрихование и раскрашивание предметов;
• срисовывание предметов по клеткам, точкам (в одинаковом, большем и меньшем масштабах);
• выполнение графических диктантов;
• нахождение частей от целого, сборка целого из частей;
• дорисовывание недостающих частей у предметов;
• рисование в зеркальном отображении;
• проведение линий по сторонам и внутри увеличенной клетки (на слух и по направлению стрелок).
2. Количество и счет
• формирование понятий: один, много, пара;
• знакомство с образованием и называнием чисел 0—10.
• обучение счету от 0 до 10 в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа;
• знакомство с числовым рядом от 0 до 10;
• обучение написанию печатных цифр от 0 до 10 (графического изображения числа 10);
• обучение порядковому счету (первый, десятый);
• счет предметов в разных направлениях (слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх);
• знакомство с понятиями: «соседи» числа, предыдущее, последующее число; перед, после, между;
• соотнесение количества предметов с числом, цифрой, и наоборот;
• знакомство с понятиями: больше, меньше, одинаковое количество (равно);
• преобразование равенств в неравенства, и наоборот;
• нахождение места числа в числовом ряду;
• решение простейших арифметических задач;
• деление группы предметов на части по 2 (3, 4) предмета.
3. Величина
• Сравнение предметов одинаковых и разных по размеру (величине), форме, цвету, высоте, росту, длине, толщине, ширине;
• Понимание и введение в активную речь понятий: большой, маленький, больше, меньше, одинакового размера; высокий, низкий, выше, ниже, одинаковые по высоте; длинный, короткий, длиннее, короче, одинаковые по длине;
• Толстый, тонкий, толще, тоньше, одинаковые по толщине; широкий, узкий, шире, уже, одинаковые по ширине; одинаковые и разные по форме; одинаковые и разные по цвету;
• Обучение умению использовать прием попарного сравнения и методы приложения и наложения при сравнении предметов по разным признакам;
• Подбор и группировка предметов по 1—2 признакам;
• Выделение «лишнего» предмета из группы предметов, не подходящего по 1 —2 признакам;
• Видоизменение геометрических фигур по 1—2 признакам (форме, цвету).
4. Ориентировка в пространстве
• ориентировка в книге (лист, страница);
• знакомство с понятиями: ряд, столбик;
• ориентировка на листе с клетчатой разлиновкой, в клеточке (центр, стороны, углы клетки);
• ориентировка в кабинете по словесной инструкции педагога;
• формирование понятий: слева, справа, вверху, внизу, далеко, близко, дальше, ближе, высоко, низко, выше, ниже, рядом, внутри, вне, в центре, верхний (нижний), левый (правый) угол;
• формирование представлений о направлениях движения: влево, вправо, вверх, вниз, вперед, назад; слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз; противоположное направление;
• понимание и активное использование в речи предлогов: в, на, над, перед, за, по, под, между, от, к.
5. Ориентировка во времени
• формирование понятия «временные части суток» (утро, день, вечер, ночь);
• знакомство с названиями дней недели, их последовательностью и цикличностью;
• обучение умению определять, какой день был вчера, какой будет завтра;
• знакомство с временами года (зима, весна, лето, осень) и с их отличительными особенностями;
• формирование временных представлений: раньше, позже, до, после, за.
6. Геометрические фигуры
• знакомство с геометрическими фигурами: кругом, треугольником, квадратом, прямоугольником, овалом — и с их отличительными особенностями;
• формирование умения «видеть» в предметах окружающего мира формы геометрических фигур;
• обучение умению выделить фигуру из группы по 1—3 признакам (форме, размеру, цвету);
• формирование навыков по видоизменению геометрических фигур по 1—2 признакам (форме, цвету).
7. Логические задачи
• нахождение четвертого «лишнего» предмета, не подходящего по 1 —2 признакам, классификация оставшихся предметов;
• нахождение закономерности и продолжение ряда предметов;
• установление логических связей между предметами, объяснение своего выбора;
• знакомство с логическими таблицами и их заполнение;
• антонимические игры;
• видоизменение геометрических фигур по 1—2 признакам;
• обучение умению «расшифровывать» номера и слова.
• Раздел «Зелёная тропинка», знакомство с окружающим миром, проходит в названных выше разделах как интегрированный курс.
Список используемой литературы.
• Ульянкова У. Формирование общей способности к учению у шестилетних детей // Дошкольное воспитание. - 1989. - №3.
• Архипова И.А. Подготовка ребенка к школе: Книга для родителей будущего первоклассника. – Екатеринбург: У-Фактория, 2004.
• Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я – говорю!: Ребенок и мир животных: Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.: Дрофа, 2007.
• Беззубцева Г.В., Андриевская Т.Н. Развиваем руку ребенка, готовим ее к рисованию и письму: Конспекты занятий с играми и упражнениями по развитию мелкой моторики и графических навыков у детей 5–7 лет. – М.: Гном и Д, 2004.
• Белошистая А.В. 300 необходимых задач по обучению математике для подготовки к школе. – М.: АСТ, 2004.
• Белошистая А.В., Шляхтина Т.Ю. Учимся сочинять и рассказывать: Тетрадь для детей 5–6 лет. – М.: Айрис-пресс, 2007.
• Волков Б.С., Волкова Н.В. Готовим ребенка к школе. – СПб.: Питер, 2008.
• Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – СПб.: Питер, 2004.
• Дубровина И.В. Готовность к школе: Развивающие программы. – М.: Академический проект, 2004.
• Завязкин О.В. Увлекательно готовимся к школе. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
• Карпова С.И., Мамаева В.В. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6–7 лет. – СПб.: Речь, 2007.
• Касицына М.А., Смирнова В.Д. Дошкольная математика. 1 год обучения: Учебно-практическое пособие для педагогов и родителей. – М.: Гном и Д, 2001.
• Колесникова Е.В. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5–6 лет: Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «От А до Я». – М.: Ювента, 2006.
• Коноваленко С.В. До школы 3 месяца!?: Альбом заданий и упражнений. – М.: Гном и Д, 2003.
• Матюхина Ю.А., Неверко К.Э., Хромова С.А. Развивающие игры для маленького почемучки. – М.: ИКТЦ Лада, 2007.
• Павлов И.В. Хочу учиться!: Родителям о подготовке детей к школе. – СПб.: Речь, 2007.
• Поливанова К.Н. Такие разные шестилетки: Индивидуальная готовность к школе: Диагностика и коррекция. – М.: Генезис, 2003.
• Полякова М.А. Как научить ребенка читать и писать. – М.: Айрис-пресс, 2008.
• Чекмарев Я.Ф. Учимся считать без ошибок. – М.: Эксмо, 2006.
• Чудакова А.А. Считаем до десяти: Альбом занимательных упражнений по математике для детей 6–7 лет. – М.: Гном и Д, 2006.
• Чудакова А.А. Считаем до пяти: Альбом занимательных упражнений по математике для детей 5–6 лет. – М.: Гном и Д, 2007.
• Шевелев К.В. Упражнения и тесты в клеточках: Рабочая тетрадь для детей 5–6 лет. – М.: Ювента, 2005.
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МОУ - СОШ № 17
Г.И.Сальникова ___________
«___»________________2012г
ПЛАН-ГРАФИК
Посещений подготовительной группы дошкольников №3
Учитель Баркова Наталья Борисовна
октябрь
вторник |
2 |
9 |
16 |
23 |
четверг |
4 |
11 |
19 |
25 |
ноябрь
вторник |
- |
6 |
13 |
20 |
27 |
четверг |
1 |
8 |
15 |
22 |
- |
декабрь
вторник |
4 |
11 |
18 |
25 |
четверг |
6 |
13 |
20 |
27 |
Январь
вторник |
8 |
15 |
22 |
29 |
четверг |
10 |
17 |
24 |
31 |
февраль
вторник |
5 |
12 |
19 |
26 |
четверг |
7 |
14 |
21 |
28 |
март
вторник |
5 |
12 |
19 |
26 |
четверг |
7 |
14 |
21 |
28 |
апрель
вторник |
2 |
9 |
16 |
23 |
четверг |
4 |
11 |
18 |
25 |
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МОУ - СОШ № 17
Г.И.Сальникова ___________
«___»________________2012г
ПЛАН-ГРАФИК
Посещений подготовительной группы дошкольников №2
Учитель Шувалова Надежда Александровна
октябрь
вторник |
2 |
9 |
16 |
23 |
четверг |
4 |
11 |
19 |
25 |
ноябрь
вторник |
- |
6 |
13 |
20 |
27 |
четверг |
1 |
8 |
15 |
22 |
- |
декабрь
вторник |
4 |
11 |
18 |
25 |
четверг |
6 |
13 |
20 |
27 |
январь
вторник |
8 |
15 |
22 |
29 |
четверг |
10 |
17 |
24 |
31 |
февраль
вторник |
5 |
12 |
19 |
26 |
четверг |
7 |
14 |
21 |
28 |
март
вторник |
5 |
12 |
19 |
26 |
четверг |
7 |
14 |
21 |
28 |
апрель
вторник |
2 |
9 |
16 |
23 |
четверг |
4 |
11 |
18 |
25 |
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МОУ - СОШ № 17
Г.И.Сальникова ___________
«___»________________2012г
ПЛАН-ГРАФИК
Посещений подготовительной группы дошкольников №1
Учитель Баркова Наталья Борисовна
октябрь
понедельник |
1 |
8 |
15 |
22 |
среда |
3 |
10 |
17 |
24 |
ноябрь
понедельник |
5 |
12 |
19 |
26 |
|
среда |
7 |
14 |
21 |
28 |
|
декабрь
понедельник |
3 |
10 |
17 |
24 |
среда |
5 |
12 |
19 |
26 |
Январь
понедельник |
7 |
14 |
12 |
28 |
среда |
9 |
16 |
23 |
30 |
февраль
понедельник |
4 |
11 |
18 |
25 |
среда |
6 |
13 |
20 |
27 |
март
понедельник |
4 |
11 |
18 |
25 |
среда |
6 |
13 |
20 |
27 |
апрель
понедельник |
1 |
8 |
15 |
22 |
среда |
3 |
10 |
17 |
24 |
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МОУ - СОШ № 17
Г.И.Сальникова ___________
«___»________________2012г
График работы
подготовительных групп по адаптации детей к школе.
1 группа
Учитель: Баркова Н.Б.
§ Понедельник 16 ч 30 мин – 18ч 00мин
§ Среда 16 ч 30 мин – 18ч 00мин
2 группа
Учитель: Шувалова Н.А.
§ Вторник 16 ч 30 мин – 18ч 00мин
§ Четверг 16 ч 30 мин – 18ч 00мин
3 группа
Учитель: Баркова Н.Б.
§ Вторник 16 ч 30 мин – 18ч 00мин
§ Четверг 16 ч 30 мин – 18ч 00мин
Режим работы групп
1 занятие - Математика - 16ч 30мин - 16ч 55мин (перемена)
2 занятие - От звука к букве - 17ч 00мин – 17ч 25 мин (перемена)
3 занятие – Зелёные тропинки -17ч 35 мин – 18ч 00 мин
Директору МОУ-СОШ № 17
Сальниковой Г.И.
От родителя(ФИО полностью)
__________________________
__________________________
Домашний адрес (проживания)
__________________________
__________________________
Домашний адрес (прописка)
__________________________
Телефон домашний _________
Сот. т. мамы _______________
Сот. т. папы _______________
ЗАЯВЛЕНИЕ
Прошу принять моего сына (дочь) (ФИО полностью) ________________
_____________________ дата рождения _______________________ на занятия
по адаптации детей к школе.
Число _______________ Подпись ______________