ИЗ ОПЫТА ПРОВЕДЕНИЯ
ИНДИВИДУАЛЬНО – ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ
ПО ПРЕЗЕНТАЦИИ И ЗАЩИТЕ ПРОЕКТОВ УЧАЩИХСЯ (7-11 классы)учителя истории и обществознания МОУ-СОШ № 17 Романовой В.А.
Тема занятия «Личность перед судом истории: М.И.Кутузов и Наполеон Бонапарт». Независимое расследование».
Тип занятия: Итоговое занятие
Форма занятия: Презентация и защита проектов учащихся
НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ КУРСОВ:
· отечественной и всеобщей историей,
· обществознанием,
· русской и зарубежной литературой Х1Х века,
· музыкой,
· информатикой.
Дидактические задачи занятия:
o Обобщить и закрепить понятия и материал соответствующих разделов общественно-гуманитарных курсов.
o Способствовать осознанию важности всех школьных курсов для получения целостной картины исторического явления.
Умения и навыки:
o Приобщение обучаемых к деятельности на творческо-поисковом уровне
o Формирование навыка исторического исследования, самостоятельной работы с разными видами источников и литературы
o Привитие навыка ведения дискуссии
Воспитательные задачи:
o Освоение учащимися морально-нравственных и культурно-правовых норм
o Воспитание гражданина и патриота
o Индивидуальный подход к обучаемым с разным уровнем развития и способностей
Гипотеза занятия– проекта: Если создать условия для самовыражения подростков в условном мире интерактивного расследования, то это даст им возможность прочувствовать эмоциональный стресс в связи с предполагаемыми обстоятельствами и в результате рефлексии сделать правильный выбор в условиях реальной жизни.
Оборудование занятия:
· Компьютер и проектор для показа презентаций
· Магнитофон для прослушивания аудиозаписей
· Портреты Кутузова и Наполеона, выполненные учащимися
Выставка книг по теме
o Балязин В.Н. Михаил Кутузов.
o Голубов С. Багратион.
o Достоевский Ф.М. Преступление и наказание.
o Крылов И.А. Басни.
o Клятву верности сдержали.
o Лермонтов М.Ю. Бородино.
o Манфред А.З. Наполеон.
o Никулин Л. России верные сыны.
o Пушкин А.С. Стихотворения. Евгений. Онегин.
o Стендаль. Красное и черное.
o Тарле Е.В. Наполеон. 1812 год.
o Толстой Л.Н. Война и мир.
Подготовительный этап организации занятия:
УЧАЩИЕСЯ ДЕЛЯТСЯ НА ТРИ УЧЕБНЫЕ ГРУППЫ:
*Первая группа- эксперты, которые слушают мнения сторон, задают вопросы, дополняют, уточняют и выносят оценочные суждения.
*Вторая группа готовит проекты и представляет личность М.И. Кутузова.
*Третья группа готовит проекты и представляет личность Наполеона Бонапарта
ХОД ЗАНЯТИЯ
Вводное слово педагога /сопровождается его презентацией, документами и диаграммой/ с объяснением темы, задач, формы проведения занятия, его организацией и планом проведения.
Дорогие ребята и Уважаемые гости! Я рада приветствовать вас на итоговом занятии, которое мы назвали независимое расследование «Кутузов и Наполеон перед судом истории ХХ1 века». Эта тема стала сегодня очень актуальной, в связи с тем, что в 2012 году мы празднуем юбилейную дату- 200-летие победы России в войне 1812 года. Во Франции журналисты провели опрос общественного мнения, где было задано два вопроса
1/ Кто должен стоять выше на историческом пьедестале: Кутузов или Наполеон?
2/ Кто из них победил в Бородинской битве?
На диаграмме ответов мы видим, что 90% французов считают Наполеона более выдающейся исторической личностью, и 95 % отдают ему победу в Бородинской битвы.
Согласно статье 19 «Всеобщей декларации прав человека»: каждый имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их. Но эта же статья включает для нас с вами свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами независимо от государственных границ. Каждый, человек, имеет право на защиту чести и репутации беспристрастным судом».
Поэтому мы с вами и решили провести сегодня свое независимое расследование.
В ходе его должны найти ответы на вопросы :
o Жизнь М.И. Кутузова: это триумф или трагедия?
o Наполеон: гений или злодей?
o Кто победил в Бородинской битве?
o В чем опасность бонапартизма?
Свидетельские показания вы будете давать в форме защиты подготовленных проблемных проектов. В расследовании принимают участие эксперты, которые имеют право, выслушав ваше мнение, задать вопросы, внести свои дополнения и суждения. Они и начнут наше расследование, напомнив вам правила ведения дискуссии./ Слово экспертам/
Эксперты напоминают правила проведения дискуссии:
Вы должны
o Внимательно слушать оппонентов.
o Четко формулировать проблемы и заявлять свою позицию.
o Ясно видеть суть разногласий во мнениях.
o Следить за своей позой, жестами, интонациями, мимикой.
Вы не можете
o Переходить на личности своих оппонентов.
o Пытаться перебивать или перекричать их.
o Бездоказательно, на эмоциях отвергать взгляды оппонентов.
o Использовать недостоверные факты.
А теперь я представляю слово участникам проектов.
n Для дачи свидетельских показаний приглашаются участники Проекта, изучавшие «Личность М.И.Кутузова».
n Выступления проектных группы, сопровождаемое показом слад-шоу и диалогом с учителем, членами другим проектных групп
Выступление 1 проектной группы / иллюстрируется слайдами с фотографиями и документами/.
· ТЕМА нашего независимого расследования «Личность Михаила Илларионовича Кутузова».
· Эпиграфом мы выбрали слова русского историка Василия Осиповича Ключевского «Исторические личности – это имена, которые утратили хронологическое значение, выступили из границ времени, когда они жили».
· При работе над проектом мы хотели выяснить, правы ли были иностранцы, когда называли «Кутузова– хитрым, развратным, слабым придворным стариком; а русские – чем-то неопределенным – какой – то куклой, полезной только по своему русскому имени».
· Прежде всего, мы сравнили происхождение двух полководцев и выяснили, что Михаил Илларионович родился в России, а Наполеон был корсиканцем. Кутузов по возрасту был старше Бонапарта на 25 лет. Оба являлись дворянами.
· Но род Кутузовых – Голенищевых был более древним и знатным. Михаил рано потерял мать, которая была родственницей Кузьмы Минина, спасшего Россию во времена Смуты в 17 веке. Его воспитанием занимался отец.
· В биографии будущих полководцев есть интересные совпадения. Оба они с отличием, в числе лучших учеников, закончили военные училища: Кутузов – инженерное, а Наполеон- артиллерийское. Любимыми предметами у них были математика, история и механика. Среди учителей Кутузова был Ганнибал – бывший арап Петра Великого.
· Наполеон бросил свою жену Жозефину ради выгодного брака с нелюбимой австрийской принцессой Марией-Луизой. По воспоминаниям дочерей и жены Кутузов был прекрасным семьянином.
· Его письма к ним всегда отличались добротой, заботой и любовью.
· Талант Кутузова был многогранен. В 1794-95 годах он был директором Сухопутного шляхетского корпуса в Петербурге, где готовил новых офицеров для русской армии.
· Историк Тарле называл Кутузова - первым выдающимся дипломатом России». Он помешал заключению военного союза между Турцией и Францией, сепаратного мира Пруссии и Франции. Кутузов благодаря мирному договору России с Турцией в 1811 году сохранил Дунайскую армию накануне войны с Наполеоном.
· Великий визирь Константинополя писал о Кутузове: «Я не понимаю, как человек, столь ужасный в боях, мог быть столько любезным в обществе…»
· Знаменитый русский поэт Василий Андреевич Жуковский, восхищаясь мужеством Кутузова, который всегда старался скрыть страшные боли от ран, писал».
О, сколь с израненным челом
Пред строем ты прекрасен!
И сколь он хладен пред врагом,
И сколь врагу ужасен!
· Известный русский баснописец Иван Андреевич Крылов с большим уважением относился к Кутузову как к человеку и полководцу. Когда придворные обливали, находившегося в царской опале Кутузова грязью и сплетнями , обвиняя в поражении под Аустерлицем, Крылов написал басню «Обоз». Ее мораль такова:
Как в людях многие имеют слабость ту же.
Все кажется в другом ошибкой нам,
А примешься за дело сам,
Так на проказишь вдвое хуже.
· Высоко оценивал личность Кутузова великий русский писатель Лев Николаевич Толстой. Он писал: «Трудно себе представить историческое лицо, деятельность которого была более достойной и более совпадающей с волей всего народа».
· Главный итог жизни и деятельности Кутузова русский поэт Гаврила Романович Державин выразил так:
В виду ты всей Вселены
Наполеона посрамил,
Языки одолен сгущены,
Защитником полсвета был…»
· Французская писательница 19 века Жермена де Сталь, оценивая Кутузова, писала в своих дневниках: «Он спас Россию, и ничто в будущем не сравниться со славою последнего года его жизни».Кутузов был так же благороден и великодушен, как и велик».
· Глубока была любовь к Михаилу Илларионовичу русского народа. Когда 28 апреля 1813 года он умер в польском городе Бенцлау, его тело отправили в Петербург. По пути следования тысячи людей выходили проститься с великим полководцем, выражая ему свою любовь и благодарность. Около 200 км гроб с его телом народ нес на плечах.
· Король Пруссии Фридрих Вильгельм 111 при открытии памятника Кутузову в Бенцлау, сказал «. Он спас Отечество свое, он открыл путь к избавлению народов.
· Отдать дань памяти и уважения великому полководцу сегодня, в год 195- летия победы России в войне 1812 года, может каждый россиянин. Михаил Илларионович. Кутузов погребен в Казанском соборе в Петербурге, который стал музеем русской славы.
· В результате расследования, мы пришли к таким выводам
*В Михаиле. Илларионовиче Кутузове русский народ нашел одного из лучших своих представителей.
*Его по праву можно считать выдающимся полководцем, дипломатом, государственным деятелем.
*Свободу и благополучие Родины он ставил выше личных обид, ран и болезней.
*Его можно назвать полководцем-гуманистом, который выше всего ценил жизнь человека, солдата.
ВОПРОСЫ экспертов
Вопрос. Французский историк Рамбо, писал, что Кутузов был невероятно скуп.
Примерные ответы на них.
· Просто, Кутузов жил по средствам, так как не был царским фаворитом. Зато во время неурожаев он раздавал своим крестьянам хлеб, приготовленный на продажу».
· А я хочу сказать, что быть расчетливым, не значит быть скупым. Кутузов был скуп только на солдатскую кровь, не желая проливать ее попусту. А Наполеон называл солдат пушечным мясом.
Выступление 2 проектной группы /иллюстрируется слайдами с фотографиями и документами/.
· ТЕМА нашего проекта «Михаил Илларионович КУТУЗОВ - ВЕЛИКИЙ ПОЛКОВОДЕЦ РОССИИ».
· Эпиграфом к нему стали слова известного общественного деятеля Георгия Валентиновича Плеханова «Великий человек является именно таким, потому что видит дальше других и хочет сильнее других».
· Мы хотим доказать несправедливость мнения высшего света, которая выражена в «Истории 1812 года» Богдановича. Там сказано, что Кутузов был хитрый лжец, боявшийся одного имени Наполеона». Он виноват в поражении русских под Аустерлицем, в ошибках 1812 -13 годов.
· При изучении источников мы столкнулись с двумя полярными точками зрения. С одной стороны в дневниках русского генерала Алексея Петровича Ермолова, мы нашли такие слова: « Я служил под начальством Кутузова в кампанию 1805 года. При этом я не видел в нем военных дарований… Угасла его храбрость…ее место заступило малодушие».
· Но в мемуарах других сослуживцев Кутузова мы нашли такое мнение: «Он отличался большим мужеством и силой волей, хотя его правый глаз практически ничего не видел… Солдаты обожали его за ласковость и благородство характера».
· Чтобы выяснить, кто прав, перейдем к фактам. В докладе выдающегося русского полководца Петра Александровича. Румянцева , мы прочитали: , что Кутузов отличился в битвах при Рябой Могиле, Ларге, Кагуле. В бою под Алуштой в 1774 году он был в самом огне и спас положение твердостью духа»
· Суворов называл Кутузова своим любимым учеником. Они вместе руководили взятием Измаила.
· Тогда Суворов сказал о Кутузове. Он дрался на левом фланге, но был моей правой рукой» «Кутузов показал новые опыты военного искусства. Он служил примером мужества и первым утвердился в крепости».
· Главное, в чем обвиняли Кутузова- это поражение русской армии под Аустерлицем в 1805 году от армии Наполеона. Изучая историю этой битвы, мы узнали, что по приказу царя войска были расположены очень неудачно. Генерал союзников Макк предал русских, сдав свою армию Наполеону.
· Армия врага превосходила русских в 2 раза. В этой ситуации Кутузов принял единственно верное решение. Он вместе с генералом Багратионом так организовал отход, что спас жизнь две трети русских солдат и офицеров. Кутузов говорил, что они нужны для защиты своего Отечества.
· Русский историк конца 19 века Александр Евгеньевич Пресняков, считал, что виноваты в поражении австрийский и русский императоры. Они заставили Кутузова принять невыгодный план сражения. Император
· Александр 1, не отличавший войну от парадов, не принимал открыто командования, но связывал Кутузова своими решениями и подрывал его авторитет».
· Это мнение о царе подтверждает Александр Сергеевич Пушкин
« Воспитанный под барабаном,
Наш царь лихим был капитаном
Под Аустерлицем бежал,
В двенадцатом году дрожал ».
· Великий поэт России помог нам определить следующую проблему нашего проекта:
«Гроза двенадцатого года
Настала - кто тут нам помог?
Остервенение народа,
Барклай, зима иль русский Бог?»
· Итак, после Аустерлица, Кутузов, был отправлен царем в опалу. Царь вспомнил о нем лишь в самый драматичный момент войны с Наполеоном.
· Под давлением общества он заявил: «Я должен был остановить выбор на том, кого наметил голос народа». И добавил: «Я умываю руки».
Кутузов определял стратегию войны, всегда помня о словах царя «Поручаю вам мою армию… Не забывайте, что у меня нет другой».
· Чтобы вдохнуть веру в победу, Кутузов решил дать французам генеральное сражение под Москвой у села Бородино.
· После кровопролитного сражения, в деревне Фили состоялся военный совет, где фельдмаршал решил сдать Москву врагу. Кутузов сказал знаменитые слова:
«С потерей Москвы не потеряна Россия… Но когда уничтожится армия, погибнет Москва и Россия. А потом полководец добавил: «Всю ответственность принимаю на свою седую голову. Я жертвую собой для блага Отечества».
· Кутузов верно рассчитал, что Москва как губка всосет и растворит французов. Поэтому он был против заключения мира с попавшим в ловушку Наполеоном.
· Крылов в басне «Волк на псарне» писал об этом:
Тут ловчий перервал в ответ:
«Ты сер, а я, приятель сед,
И волчью вашу я давно натуру знаю.
А потому обычай мой:
С волками иначе не делать мировой,
Как снявши шкуру с них долой!»
· Кутузову после оставления Москвы удалось добиться главного:
1/ дождаться подкрепления в Тарутинском лагере;
2/ После победы под Малоярославцем заставить французов отступать по разоренной Смоленской дороге;
3/ После Березины отступление французов превратилось паническое бегство.
4/ Всего за полгода была разгромлена самая мощная армия завоевателей 19 века.
· Мы считаем, что главной причиной победы России стал отечественный характер войны. Против захватчиков поднялся весь русский народ, который уверенно привел к победе великий полководец – Михаил Илларионович Кутузов. По словам Толстого, фельдмаршал от начала и до конца своей деятельности в 1812 году являет необычайный в истории пример самоотвержения».
· «Война окончилась за полным истреблением неприятеля». Доложил Кутузов императору в декабре 1812 года.
· Но Наполеон мог собрать новую армию и вновь начать войну против России. Поэтому было решение о начале заграничных походов. Но смерть помешала Кутузову завершить разгром наполеоновской империи.
n В целом мы пришли к таким выводам:
* Кутузов по праву заслужил звание Спасителя Отечества и национального героя России.
*Его девизом были слова: «Ничего для себя, все для России, ее свободы и славы».
*Как патриот и полководец он должен стоять выше Наполеона Бонапарта на историческом пьедестале.
ВОПРОСЫ экспертов:
Почему Кутузов был против участия русской армии в заграничных походах?
Примерные ответы учащихся
· Действительно, долгое время историки упрекали Кутузова, что он был против этого похода. Но ведь именно он разработал план борьбы с Наполеоном, с привлечением покоренных европейских государств.
· Я хочу добавить, что Кутузов освободил от захватчиков Польшу. Именно он выбрал место для битвы народов под Лейпцигом. И только смерть помешала принять ему участие в ней.
Выступление 3 проектной группы / иллюстрируется слайдами с фотографиями и документами/.
· Мы проводили расследование по теме: « НАПОЛЕОН БОНАПАРТ: полководец, политик, человек».
· Перед нами стояла проблема: Наполеон: - гений или злодей?
· Эпиграфом мы взяли слова Александра Сергеевича Пушкина:
«Гений и злодейство две вещи несовместные.
· Прежде всего, мы сравнили военные биографии Кутузова и Наполеона. Из источников мы узнали, что Наполеон еще учился в военной школе, а Кутузов уже стал героем турецких кампаний. Оба полководца дошли до высших воинских званий. Но Кутузов получал их за защиту отечества и ее границ. А Наполеону присвоили звание бригадного генерала за Тулон, где он стрелял по своим соотечественникам.
· Но, несомненно, Наполеон был талантливым политиком и государственным деятелем. Он с помощью армии захватил власть в результате государственного переворота. В 1804 году его провозгласили императором Франции. Но сам он говорил: «Моя истинная слава не в том, что я выиграл столько сражений. Поражение при Ватерлоо изгладит память обо всех этих победах. Но что будет жить вечно – это мой Гражданский кодекс. И, действительно, он не потерял своего значения и в современной Франции.
· О другой грани его таланта историк Тарле сказал так: « В искусстве дипломатии Наполеон не только не уступал Талейрану, но и превосходил его».
· Чтобы охарактеризовать Наполеона как личность, мы хотим привести его известное высказывание: «Мною управляют две вещи – власть и слава. Ради них я готов воевать со всей Европой и со всем миром».
· Поэтому именно Наполеон возглавил завоевательные войны 1798- 1812 гг. с целью покорения других стран и народов. Вот его обращение к солдатам: Я поведу вас в самые плодородные равнины мира… Вы найдете там почет, славу и богатство».
· Наполеон выиграл 60 сражений. Его талант полководца поразил даже Суворова, который говорил: «Я ставлю его в один ряд с такими выдающимися полководцами мира, как Цезарь и Ганнибал». «Он герой, он чудо- богатырь, он колдун!» Но в конце своей жизни Суворов прозорливо заметил: «Далеко шагает…Пора бы унять молодца!»
· Великий немецкий композитор Людвиг Ван Бетховен посвятил Наполеону как символу французской революции свою Третью симфонию. /Запись/
Но когда Бонапарт объявил себя императором, композитор был в гневе и дал ей новое название – «Героическая». Пушкин называл Наполеона «мятежной вольности наследник и убийца».
· Высшие круги российской знати относились к Наполеону по-разному. Многие, смеясь, цитировали стихотворение Белавина:
« Наполеон! Ты в нашу славу затмил,
Перевернул вверх дном.
Мы отдали врагу Варшаву.
Команду выполнив «Кругом!»
· Победа под Аустерлицем показала Наполеону слабость русских, поэтому он решил в 1812 году начать поход в Россию, заявив, если я возьму Москву – я поражу Россию в самое сердце».
· Как правило, все свои битвы, Наполеон выигрывал в одном генеральном сражении. Но русские, выбрав верную тактику отступления с боями, заставили армию Наполеона ждать этого сражения два с половиной месяца.
· Отход русской армии после Бородинской битвы Наполеон считал позорным бегством. А вступление в Москву – успешным завершением войны с Россией. Великий полководец не понял, что
«…не пошла Москва моя,
К нему с повинной головою…
Не праздник, не приемный дар,
Она готовила пожар нетерпеливому герою».
· Сидя в сожженной и голодной Москве, наблюдая за разложением своей армии, Бонапарт, наверное, не раз вспоминал пророчество министра Фуше: «Завоевание России – это блестящая химера».
· Поняв, что Москва- это ловушка, Наполеон трижды пытался заключить с Кутузовым мир на самых выгодных для России условиях. Но ответа не получил.
· Он даже думал изменить ход войны, объявив, как в Испании и Польше, об отмене крепостного права в России.
· А тем временем, как писал Лев Николаевич Толстой, «поднялась дубина народной войны, которая гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие»
· Огромные потери и холода заставили Наполеона в декабре 1812 года, после битвы на реке. Березина бросить армию и бежать в Париж.
· Провал похода в Россию стал началом краха Наполеоновской империи. Сначала в 1813 году его армия была разгромлена в «битве народов» под Лейпцигом, а в 1815 году Наполеон потерпел окончательное поражение в битве при Ватерлоо. Последние свои годы он провел пленником англичан в ссылке на острове.
· В результате расследования мы пришли к таким выводам:
*Наполеон, несомненно, является выдающимся полководцем и политическим деятелем.
*Но его талант погубили жажда личной славы и власти над миром.
*Общее число жертв наполеоновских войн – 1 млн. французов и 5 млн. жителей других стран
ВОПРОСЫ экспертов:
Как вы думаете, изменился бы ход войны, если Наполеон объявил об отмене крепостного права в России?
Примерные ответы.
· Мы уверены, что отмену крепостного права русские крестьяне приняли бы только из рук царя, а не от иноземца.
· Ведь церковь объявила Наполеона антихристом. И это была бы неправильная воля.
Выступление 4 проектной группы / иллюстрируется с фотографиями и документами/.
o ТЕМА нашего расследования «БОРОДИНСКОЕ СРАЖЕНИЕ
26 АВГУСТА 1812: победа или поражение?»
· Эпиграфом мы выбрали такие строки: «Что это было? Чья победа? Кто побежден?
· Проблемой стало замечание Толстого, что «Несмотря на все уверения генералов о том, что сражение проиграно, что после выигранного сражения войско не должно отступать, один Кутузов утверждал, что Бородино- победа».
· Народная мудрость гласит: «У победы много родителей, а поражение всегда сирота».
· Мы считаем, что для оценки результата, нужно хорошо представляя цели сторон. Наполеон в этом сражении стремился разгромить русскую армию и захватить Москву. Соотношение сил было примерно равное.
· Перед сражением он обратился к войску с речью: Воины! Вот сражение, победа в котором доставит нам скорое возвращение в отечество. Потомство с гордостью скажет о каждом из вас: он был в великой битве под Москвою».
· Кутузов планировал подорвать наступательный порыв противника, и обескровить его. Как патриот, он не мог сдать Москву без боя.
· И вождь сказал перед полками: «Ребята, не Москва ль за нами? Умрем же под Москвой, Как наши братья умирали…».
· Накал этого сражения прекрасно передал в стихотворении «Бородино» поэт Михаил Юрьевич Лермонтов:
«Вам не видать таких сражений…
Звучал булат, картечь визжала,
И ядрам пролетать мешала гора кровавых тел.
Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!»
· Наполеон после Бородино заявлял: «Это было самое страшное из моих сражений… Французы в нем показали себя достойными одержать победу, а русские оказались достойными быть непобедимыми».
· У историков в оценках Бородино мы нашли самые противоречивые мнения.
Первую точку зрения отстаивал историк Васильев, который говорил: Конечно, это была тактическая победа Наполеона»
· Французский историк Мишле тоже считает, что это была победа Наполеона, но Победа неполная из-за отказа преследовать ослабленных русских.
· Известный русский историк Покровский тоже сомневался, что Бородино можно назвать победой русских, потому что «К вечеру все наши позиции были в руках французов; неприятель имел 25-тысячный резерв. Русские потеряли-45 тысяч человек, а французы- 35 тысяч»
· Сомнительной эта победа казалась историку Тарле. В его работе мы прочитали: «Когда Кутузову увидел, что половина русской армии истреблена, он решил спасти другую половину и отдать Москву без нового боя, хоть и был удручён».
· Историк Абалихин представляет вторую точку зрения. Он так рассуждал: Чья это была победа? На мой взгляд, ничья. Ни Наполеон, ни Кутузов не добились главных целей».
Его поддерживал военный историк Жилин. Он считал, что «Бородинское сражение не дало ярко выраженного успеха ни той, ни другой стороне… Но оно впервые показало несостоятельность теории Наполеона достижения победы в одном генеральном сражении…»
· Третью точку зрения выражает историк Окунь. Он уверен, что «Бородинское сражение было выдающейся победой России, которая доказала превосходство русской армии и военного искусства Кутузова над военным искусством Наполеона».
· Известный историк Альберт Захарович Манфред добавлял, что это была нравственная победа России.
· Сам Кутузов верил, что «День Бородина будет вечным памятником мужества и храбрости российских воинов.
· Изучив мнения историков и участников сражения, мы пришли к таким выводам:
• В Бородинской битве русские разбили лучшие силы противника.
• Благодаря этому сражению был подготовлен переход инициативы в руки армии Кутузова.
• Пошатнулась уверенность французского войска в своей непобедимости.
• Усилилось их недовольство длительностью похода.
• Поэтому, Бородино нужно рассматривать как политическую и нравственную победу России и Михаила. Илларионовича Кутузова
ВОПРОСЫ экспертов:
1 Вопрос. Французы считают, что если бы ни пожар в Москве, и генерал- мороз, они бы перезимовали и в следующем году победили русских в новом сражении. Что вы думаете об этом?
Примерные ответы учащихся.
· Я считаю, что даже если бы Москва не сгорела, общий исход войны от этого не изменился.
· Просто война приняла бы более затяжной и тяжелый характер.
2 вопрос. Попробуйте предположить, что было бы с Россией, если бы Наполеон все-таки победил в 1812 году.
Ответ: Я думаю, что, скорее всего, он по обычаю заменил бы династию Романовых на троне кем-то из своих родственников или маршалов. Ведь именно так он делал в других захваченных странах.
Выступление 5 проектной группы / иллюстрируется фотографиями и документами/.
n Тема нашего – расследования «АДЕПТЫ БОНАПАРТИЗМА» Адепт – это ревностный приверженец и последователь учения или идеи
n Эпиграфом мы взяли слова из Нового завета «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные… По плодам их узнаете их»
n Мы искали ответ на вопрос: В ЧЕМ ОПАСНОСТЬ БОНАПАРТИЗМА?
n Свою тревогу по этому поводу высказал еще Лев Николаевич Толстой. В романе «Война и мир» он заметил, что «Современники, увлекаемые страстями, потомство и история признали Наполеона грандом.., рыцарем без страха и упрека... »
n А для русских историков - странно и страшно сказать – Наполеон – это ничтожнейшее орудие истории, – который никогда и нигде, даже в изгнании, не выказывавший человеческого достоинства, - стал предметом восхищения и восторга …»
n Александр Сергеевич Пушкин сказал пророческие слова
«Мы все глядим в Наполеоны:
Двуногих тварей миллионы
Для нас орудие одно…
· Пушкинская Татьяна, посещая усадьбу Онегина, видит у него фигуру Наполеона:
«…столбик с куклою чугунной, под шляпой с пасмурным челом, С руками, сжатыми крестом».
· Наполеоновский комплекс с его «озлобленным умом» и «безмерными мечтаниями» был у героев Лермонтова, Вспомните, Вадима, Печорина, Демона.
· Наполеоном восхищались Бальзак, Байрон, Гюго
· В своем романе «Красное и черное» французский писатель Стендаль сделал главным героем Жюльена Сореля, который исповедал культ Наполеона. Юноша был готов на все, чтобы выбиться наверх из низшего сословия. Как и его кумир, он уверен, что « победителей не судят», и что для победы- все средства хороши!
· Трагедией стала жизнь студента Раскольникова, который забыл христианскую заповедь «Не сотвори себе кумира и не поклоняйся ему».
· Герой романа Достоевского «Преступление и наказание» Раскольников выводит свою теорию. По ней «Все люди делятся на «обыкновенных», которые живут в послушании и законе и на «необыкновенных», которые имеют право делать всякие преступления, несмотря на законы, кровь и совесть… И что же? – удивляется Раскольников – Вместо наказания - следующие поколения ставят их на пьедестал и поклоняются им…»
· Этот Роман отразил тревогу писателя за будущее человечество. Его вопросы актуальны и сегодня. Мы призываем вас всех подумать, Куда придет мир, где царит власть денег, падает нравственность, растёт преступность?
· В 20 веке возник тоталитаризм. Он создал благоприятные условия для появления новых адептов бонапартизма. Они считали, что имеют право вершить судьбы своих и других стран и народов. Самые известные из них – Сталин и Гитлер, который прямо заявлял: Я пришел в этом мир завершить дело, начатое Наполеоном
· Зададим вопрос, что ждет адептов бонапартизма? Каков итог их жизни?
* Наполеон умирает в одиночестве.
*Всенародно кается Раскольников.
*Погибает молодой Сорель.
*Не дождавшись первого в истории суда над военными преступниками, покончил с собой Гитлер.
*Проклят и осужден сталинизм.
ВОПРОСЫ экспертов
1. А почему появляются бонапартисты?
Ответ: Потому что были и есть молодые люди, которые мечтают любой ценой выбраться из бедности и неизвестности. Они хотят самоутвердиться за счет судьбы других людей
1. Как вы считает, есть ли адепты бонапартизма сегодня в 21 веке?
Ответ: К сожалению, Бонапартизм – это болезнь, которая не имеет национальности, пола, возраста. Поэтому, к сожалению, и сегодня немало желающих переделать мир под себя.
Заключительный этап занятия:
/педагог подводит итоги независимого расследования: положительные и отрицательные стороны вступлений, ошибки и пожелания. Оценивает работу групп и экспертов./
Спасибо, всем участникам занятия за проделанную работу. Наше независимое следствие закончено. Мы переходим к прениям экспертов.
n Эксперт по Наполеону. Сегодня мы выслушали самые разные мнения. Для одних Наполеон- тиран, деспот и узурпатор. Для других – он гениальный избранник судьбы. Никто не станет отрицать, что побед в его жизни было больше, чем у Македонского, Ганнибала, Цезаря и Суворова вместе взятых. Его искусство полководца до сих пор изучают в военных училищах. Именно он сделал французскую армию лучшей в мире. Кроме того, Наполеон уничтожал феодальные порядки в Европе.
n Эксперт по Кутузову. Сегодня многие из нас впервые посмотрели на Кутузова не просто как на застывший бронзовый монумент, а как на живого человека, с характером и душой. Он был прост и велик одновременно Царь и придворные ему завидовали. А русский народ нашел в нем своего лучшего представителя. Злой гений Наполеона принес миру разрушения и смерть. А пример Кутузова, Суворова, Невского и Донского помогал россиянам выстоять в самые суровые годы испытаний, победить новых горе – завоевателей.
n Учитель: Спасибо. Ваша позиция нам понятна. И мы можем переходить к вынесению вердикта. Итак, на весах мировой истории две личности. С одной стороны, человек, который обратил свой талант и гений во зло себе и другим, который выше всего ставил личную власть, славу и мировое господство, принося им многомиллионные жертвы. А, с другой стороны, тот кто, по праву носит звание Спасителя Отечества и национального Героя России, чья личность остается в памяти потомков образцом патриотизма и гражданственности.
Все мы с вами являемся участниками исторического процесса. И вердикт истории 21 века давайте вынесем вместе. Я прошу всех присутствующих поднять руку, если они считают, что наш соотечественник Михаил Илларионович Кутузов по праву стоит в ряду самых выдающихся личностей мировой истории, где нет места для таких людей, как Наполеон Бонапарт?
n В заключении, подводя итоги нашего занятия, я поздравляю всех вас с успешно проделанной работой. Я уверена, что подготовка проектов многому научила каждого. Работая с разными видами источников и литературы, вы, надеюсь, поняли, важность всех предметов школьной программы для получения объективной целостной картины исторического явления. Презентация проекта потребовала от вас навыков эстетической, дизайнерской, а защита проекта овладение ораторской культурой. По существу, вы впервые и успешно занимались научно-исследовательской деятельностью. Помните, ребята все начинается со школы. И Ломоносов не стал бы великим ученым, если бы не нашелся деревенский дьячок, который научил его читать и писать. Конечно, у каждого поколения свои идеалы. Но помните, никому не нужны новые Наполеоны и Раскольниковы. Новая созидающая Россия хочет видеть в вас новых Ломоносовых, Кутузовых, Сахаровых и Гагариных. Только опираясь на такие национальные идеалы, мы сможем вернуть Россию на высоту ее исторического прошлого.
Домашнее задание: выбрать и обосновать тему для нового исторического проекта.