«РАССМОТРЕНО»
На заседании ШМО классных руководителей № 2
« 04 » декабря 2009г. |
«СОГЛАСОВАНО»
На заседании педагогического совета № 4
« 04 » февраля 2010г. |
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор школы
_______ Г.И. Сальникова
« 04 » февраля 2010г. |
Положение о портфолио
индивидуальных образовательных достижений обучающихся
муниципального общеобразовательного учреждения – средняя общеобразовательная школа № 17
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о портфолио индивидуальных образовательных достижений обучающихся МОУ – СОШ № 17 (далее Положение), разработано в целях создания условий для введения федеральных государственных образовательных стандартов общего
образования, реализации комплексного проекта модернизации образования в Московской области по направлению «Развитие региональной системы оценки качества образования», концепции профильного обучения в образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования, внедрения системы учета внеучебных достижений обучающихся и определяет структуру, примерное содержание портфолио индивидуальных образовательных достижений обучающихся МОУ – СОШ № 17 (далее - портфолио).
· Портфолио - это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных образовательных достижений обучающихся в определенный период его обучения со 2 по 11 классы.
· Портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства и позволяет учитывать результаты, достигнутые обучающимися в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной и других.
1.2. Цели портфолио:
· поддерживать высокую учебную мотивацию обучающихся;
· поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения:
· развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности обучающихся;
· формировать умение учиться: ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
· содействовать индивидуализации (персонализации) образования обучающихся;
· закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации;
· обеспечивать отслеживание индивидуального прогресса обучающихся в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения:
· формировать отчет об индивидуальных образовательных достижениях обучающихся.
Оценка тех или иных достижений (результатов), входящих в портфолио, а также всего портфолио в целом, либо за определенный период его формирования может быть как качественной, так и количественной.
2. Структура портфолио
2.1.Портфолио состоит из нескольких отдельных разделов
1) Раздел «Мой портрет» включает в себя:
§ личные данные обучающегося:
§ автобиография (резюме) обучающегося;
§ результаты психологической диагностики обучающегося;
§ информация, помогающая обучающемуся проанализировать свой характер. способности, узнать способы саморазвития, самосовершенствования, самопознания;
§ результаты проведенного обучающимся самоанализа;
§ описание целей, поставленных обучающимся на определенный период. анализ их достижений;
§ результаты проведенной работы по профессиональному и личностному самоопределению обучающегося;
§ другие сведения, раскрывающие способности обучающегося.
2). Раздел «Портфолио документов» - портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижении. Этот раздел включает в себя:
§ предметные олимпиады - школьные, муниципальные, областные, всероссийские и др.;
§ мероприятия и конкурсы, проводимые учреждениями дополнительного образования, вузами, культурно-образовательными фондами и др.;
§ образовательные тестирования и курсы по предметам:
§ школьные и межшкольные научные общества;
§ конкурсы и мероприятия, организованные муниципальными органами управления образованием;
§ документы или их копии могут быть помещены в приложении к портфолио.
3) Раздел «Портфолио работ» - представляет собой собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ обучающегося, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, учебных лагерях, прохождение элективных курсов, различного рода практик, спортивных и художественных достижений и др. Этот раздел включает в себя:
§ исследовательские работы и рефераты. Указываются изученные материалы, название реферата, количество страниц, иллюстраций и т.п.;
§ проектные работы. Указывается тема проекта, дается описание работы. Возможно приложение в виде фотографий, текста работы в печатном или электронном варианте;
§ техническое творчество: модели, макеты, приборы. Указывается конкретная работа, дается ее краткое описание;
§ работы по искусству. Дается перечень работ, фиксируется участие в выставках;
§ другие формы творческой активности: участие в школьном театре, оркестре, хоре. Указывается продолжительность подобных занятий, участие в гастролях и концертах;
§ элективные курсы и факультативы. Указывается название курса, его продолжительность, форма, в которой проходили занятия:
§ различные практики: языковая, социальная, трудовая, педагогическая. Фиксируется вид практики, место, в котором она проходила, ее продолжительность;
§ занятия в учреждениях дополнительного образования, на различных учебных курсах. Указывается название учреждения или организации, продолжительность занятий и их результаты;
§ участие в олимпиадах и конкурсах. Указывается вид мероприятия, время его проведения, достигнутый обучающимся результат;
· участие в научных конференциях, учебных семинарах и лагерях. Указывается тема мероприятия, название проводившей его организации и форма участия в нем обучающихся;
§ спортивные достижения. Указываются сведения об участии в соревнованиях.
· наличии спортивного разряда;
§ иная информация, раскрывающая творческие, проектные, исследовательские способности обучающихся.
4) Раздел «Портфолио отзывов» включает в себя характеристики отношения обучающегося к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями. возможно, одноклассниками, работниками системы дополнительного образования и др.. а также письменный анализ самого школьника своей конкретной деятельности и ее результатов; может быть представлен в виде текстов заключений, рецензий, отзывов, резюме, эссе, рекомендательных писем и проч. Этот раздел включает в себя:
· заключение о качестве выполненной работы (в научном обществе школьников и др.);
· рецензия на статью, опубликованную в средствах массовой информации;
· отзыв о работе в творческом коллективе учреждения дополнительного образования, о выступлении на научно-практической конференции;
· резюме, подготовленное обучающимся, с оценкой собственных учебных достижении;
· эссе обучающегося, посвященное выбору направления дальнейшего обучения;
· рекомендательное письмо о прохождении социальной практики;
· иная информация, подтверждающая отношение обучающегося к различным видам деятельности.
2.2.Раздел «Портфолио документов», его содержание и порядок ранжирования документов, помещенных в раздел, составляют инвариантную часть портфолио. Инвариантная часть портфолио обеспечивает единство подходов к оценке внеучебных достижений на территории Московской области независимо от вида общеобразовательного учреждения и особенностей реализуемых образовательных программ.
2.3. Раздел «Портфолио работ» и «Портфолио отзывов» составляют вариативную часть портфолио. Вариативная часть портфолио обеспечивает учет индивидуальных интересов и потребностей обучающихся, особенностей реализуемых в общеобразовательном учреждении образовательных программ. Требования к содержанию, структуре и порядку ранжирования документов, помещенных в разделы «Портфолио работ». «Портфолио отзывов», устанавливаются школой самостоятельно.
3. Оформление портфолио
3.1 Портфолио оформляет обучающийся под руководством классного руководителя в соответствии со структурой, указанной в пункте 2 настоящего Положения в папке с файлами и (или) в электронной форме. Обучающийся имеет право включать в портфолио дополнительные разделы, материалы, элементы оформления и т.п.
3.2.При формировании портфолио соблюдается принцип добровольности.
3.3.При оформлении портфолио должны соблюдаться следующие требования: систематичность и регулярность ведения портфолио:
достоверность сведений, представленных в портфолио:
аккуратность и эстетичность оформления:
разборчивость при ведении записей;
целостность и эстетическая завершенность представленных материалов;
наглядность.
3.4. Индивидуальные образовательные достижения обучающегося и все необходимые сведения фиксируются в портфолио в течение гола.
3.5. В конце учебного года проводится анализ портфолио и исчисление итоговой оценки (рейтинга) личных достижений обучающегося в образовательной деятельности на основе ранжирования индивидуальных образовательных результатов.
3.6.Анализ портфолио и исчисление итоговой оценки производится экспертной группой, назначаемой приказом директора школы. В состав экспертной группы в обязательном порядке входит классный руководитель. Обучающиеся имеют право участвовать в процедуре анализа и исчисления итоговой оценки их портфолио.
4. Функциональные обязанности участников образовательного процесса при ведении портфолио обучающегося
4.1 В формировании портфолио участвуют обучающиеся, родители обучающихся, классный руководитель, учителя-предметники, педагог-психолог, социальный педагог, педагоги дополнительного образования, заместители руководителя ОУ.
4.2 При формировании портфолио функциональные обязанности между участниками образовательного процесса распределяются следующим образом:
· обучающийся ведет работу по формированию и заполнению портфолио;
· директор ОУ разрабатывает и утверждает нормативную правовую базу. обеспечивающую ведение портфолио: распределяет обязанности участников образовательного процесса по данному направлению деятельности; создает условия для мотивации педагогических работников к работе по новой системе оценивания: осуществляет общее руководство деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии портфолио в практике работы ОУ;
· заместители директора ОУ по УВР и ВР организует работу по реализации в практике работы ОУ технологии портфолио как метода оценивания индивидуальных образовательных достижений обучающихся: осуществляет контроль за деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии портфолио в ОУ;
· классный руководитель оказывает помощь обучающимся в процессе формирования портфолио: проводит информационную, консультативную, диагностическую работу по формированию портфолио с обучающимися и их родителями: осуществляет посредническую функцию между обучающимися и учителями, педагогами дополнительного образования, представителями социума в целях пополнения портфолио; осуществляет контроль за пополнением обучающимися портфолио: обеспечивает обучающихся необходимыми формами, бланками, рекомендациями, оформляет итоговые документы, табель успеваемости: организует воспитательную работу с обучающимися, направленную на личностное и профессиональное самоопределение обучающихся;
· учитель-предметник, педагоги дополнительного образования проводят информационную работу с обучающимися и их родителями по формированию портфолио: предоставляют обучающимся места деятельности для накопления материалов портфолио; организуют проведение олимпиад, конкурсов, конференций по предмету или образовательной области, изучение обучающимися элективных и факультативных курсов; разрабатывают и внедряют систему поощрений за урочную и внеурочную деятельность по предмету или образовательной области; проводят экспертизу представленных работ по предмету; пишут рецензии, отзывы на учебные работы;
· педагог-психолог, социальный педагог проводят индивидуальную психодиагностику; ведут коррекционно-развивающую и консультативную работу.
5. Ранжирование результатов, помещенных в портфолио.
5.1. Ранжирование результатов участия в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях. конференциях:
· федеральный уровень: победитель - 10 баллов: призер - 8 баллов; участник -3 балла;
· региональный уровень: победитель - 6 баллов; призер - 5 баллов: участник 2 балла;
· муниципальный уровень: победитель - 4 балла, призер - 3 балла: участник – 1 балл;
· школьный уровень: победитель, призер - 2 балла.
5.2. Ранжирование результатов, подтверждающих обучение (завершение обучения) в учреждениях системы дополнительного образования детей, получение образования в рамках сетевых образовательных ресурсов, получение образования (обучение) в дистанционной форме, прохождение независимых тестирований (сертификационных экзаменов) осуществляется следующим образом:
· сертификаты учреждений дополнительного образования, образовательных фондов, культурно-спортивных и общественных организаций и т.д. - 2 балла за каждый сертификат;
· удостоверения и сертификаты о прохождении различных видов практик (социальной, трудовой, языковой, педагогической и т.д.) - 2 балла за каждое удостоверение и сертификат.
5.3. Порядок ранжирования материалов, помещаемых в разделы «Портфолио
работ» и «Портфолио отзывов», устанавливает образовательное учреждение
самостоятельно.
6. Учет результатов Портфолио
6.1. Результат портфолио (суммарный балл внеучебных достижений по трем разделам портфолио) учитывается:
· при зачислении обучающихся в классы с углублённым изучением отдельных предметов, профильные классы;
· в качестве результатов промежуточной аттестации обучающихся;
· при распределении стимулирующей части фонда оплаты труда педагогических и руководящих работников;
· при прохождении аттестации педагогических и руководящих работников на квалификационную категорию;
· при проведении внутришкольного контроля;
· в ходе проведения процедур внешней оценки деятельности ОУ (аккредитация ОУ, контроль качества образования).